25.02.19
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance:
Член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Алексей Кондратьев на прошлой неделе предложил ограничить время работы сетевых магазинов, прежде всего гипермаркетов.
Он призвал перенять опыт Западной Европы, в частности, Германии, где в 20.00 в пятницу крупные сети закрываются и «до утра понедельника фактически закрыты».
Правда, очень скоро сенатор отыграл назад. Дело в том, что смелое заявление буквально по часам набрало кучу негативных откликов — от слов отдельных блогеров до позиции Министерства промышленности и торговли.
«Закрывать гипермаркеты на выходные в нашей стране нецелесообразно — люди нас просто не поймут!» — поправил сам себя сенатор и уточнил: чтобы дать простор малому бизнесу, проще сделать так, чтобы гипермаркеты предоставляли малому бизнесу часть площадей на выходных на льготных условиях (использованы публикации агентств «Москва» и РБК). Так что писать проект изменений в Закон о торговле сенатор не будет, документ умер, хоть и не успел родиться.
Вряд ли стоило бы заострять внимание на очередном обострении еще одного законодателя. Весна скоро, кровь играет, хочется чтоб о тебе все говорили, а ты никому не нужен. Дай-ка я напишу законопроект, который испортит жизнь максимальному числу людей, чтоб пугал. А если писать лень — то скажу его основную идею какому-нибудь журналисту. Волна информационная пойдет, а любая слава лучше, чем забвение.
Зачем подробно анализировать идеи в сфере торговли специалиста по науке, образованию и культуре, а об уровне его компетенции в мире прилавков говорит замысел по предоставлении части площадей в гипермаркетах малому бизнесу — да еще и только на выходные (нет там свободных площадей, а двигать стеллажи с товаром туда-сюда каждую неделю — никаких денег не хватит, не говоря уж о таких вещах как обеспечение пожарной и санитарной безопасности)?
Да просто потому что подобные идеи «расписания» возникают время от времени в самых разных головах. Детали этого расписания различаются — скажем, терпеть гипермаркеты можно до обеда в субботу, но не в воскресенье их двери должны быть заперты. В рабочие же дни гипермаркеты должны закрываться в 21 час. Такой проект закона ходил по рукам два года назад.
И так далее. Примерно с начала века.
Какие бы демагогические слова про заботу об отдыхе сотрудников сетей не произносились, в их поддержку, подоплека очевидна. Магазины малого бизнеса просто неконкурентоспособны в борьбе с универсамами и гипермаркетами.
Причина — не тайна. Если вы — крупный оптовик, то вы можете диктовать условия производителю, конечные цены для потребителя будут у вас ниже, процентов на 20, чем в самой честной лавочке.
Если покупателю срочно нужно купить бутыль молока, буханку хлеба, мороженое ребенку или пару морковок — он пойдет в точку у дома, не сильно глядя на цену. Переплата составит рублей 100-120, терпимо. Но теперь у всех машины и большие холодильники. Семьи среднего класса по субботам едут в большие магазины и загружают багажники своих «ласточек», глядя в буклеты со специальными скидками. И если семья тратит на такую покупку 3-4 тысячи рублей, то административно заставляя «поддержать малый бизнес» на те же 20% можно нанести бюджетам значительной доли избирателей заметный урон. И понятно, как избиратели отреагируют.
А ведь цены итак растут, хотя бы из-за подъема НДС.
Да и 20% ущерб для личных кошельков может и не ограничится. Во-первых, лавочник, когда увидит, что в воскресенье потребитель в его рабстве не будет сдерживать жадность. Во-вторых, гипермаркеты даже закрытые надо отапливать, охранять, земельные налоги рассчитываются без разницы от времени полезной эксплуатации и т. д. Выручка упадет, а постоянные расходы — останутся. Значит, гипермаркеты обязательно, при прочих равных, повысят цену на товары. Видя это, лавочники еще раз перепишут ценники, чтоб они были на четверть выше, чем в гипермаркетах. Так что не надо, господин сенатор, утверждать что «люди не поймут», люди-то как раз все очень даже хорошо понимают.
Ну и напоследок о Европе. Да, там ради «социальной стабильности» ограничивают эффективные формы бизнеса. Лавочники — там влиятельное лобби. У нас же этот слой в СССР был ликвидирован при сворачивании НЭПа. В новейшую эпоху они не смогли образовать влиятельную силу. И, с точки зрения потребителя, это хорошо.
Мнение редакции по отдельным вопросам может не совпадать с мнением автора.
|