22.12.06 00:00:00

Объем активов банков и страховых компаний в ближайшие 5 лет сравняются. В ближайшие годы банки и страховые будут наращивать объемы совместного бизнеса, и стремиться к совершенствованию обслуживания клиента, предоставляя ему возможность получить все финансовые услуги «из одних рук». Так считают участники круглого стола «Развитие партнерских программ страховых компаний и банков: движение к финансовому супермаркету», который прошел в Петербурге в конце декабря 2006 года при организационном участии банковского портала FinNews.ru и страхового коммуникационного агентства Shadursky Promotion (www.shadursky.ru).
«Тенденции развития страхового и банковского бизнеса таковы, что мы идем по пути цивилизованного развития, где страховой и банковский бизнес интегрированы. Крупнейшие сегменты взаимодействия - автокредиты и ипотечные кредиты. А с учетом роста цен на недвижимость и объемов строительства, можно говорить, как минимум о 3-кратном увеличении объемов взаимодействия страховых компаний и банков в ближайшие 4-5 лет», - прогнозирует директор управления страхования имущественных рисков юридических лиц Росгосстрах-Северо-Запад Дмитрий Куксинский. «Интеграция продаж страховых компаний и банков сегодня может развиваться на базе финансового супермаркета, который бывает 3 видов: вариант 1, внутрихолдинговый, как например, это существует в Уралсиб; вариант 2, свободный рыночный, выстроенный на взаимодействии двух партнерских сторон, например, на основе договора о взаимных агентских продажах; вариант 3, брокерский, созданный на основе посреднической продающей и консультирующей организации, которая аккумулирует в себе предложения от всех компаний рынка и предлагает их на выбор клиенту», - считает Егор Шадурский, директор страхового коммуникационного агентства Shadursky Promotion. «С ноября 2005 года наша работа со страховыми компаниями-партнерами налажена таким образом, что они являются нашими ипотечными агентами, - делится опытом руководитель отдела по работе с клиентами и развитию бизнеса Городского Ипотечного банка Юлия Лаврентьева. – Так как спрос на ипотеку растет, и каждый такого рода кредит сопровождается страхованием жизни и здоровья заемщики, страхованием ущерба имущества, титульным страхованием, то сотрудничество выгодно обеим сторонам». Активно развиваются программы, построенные на взаимодействии с посредническими агентскими консалтинговыми организациями. «В начале декабря Росгосстрах-Северо-Запад заключил контракт по работе с ипотечными брокерами, - заявил Дмитрий Куксинский. – Деятельность брокеров, как института, полезна, так она расширяют спектр клиентов, как для банков, так и для нас. Чем больше будет возможностей привлечения клиентов, чем больше будет хотя бы потенциальных клиентов на услуги банков и страховых компаний, тем лучше для рынка в целом», - резюмирует представитель Росгосстраха. Есть мнение, что целесообразно взять практику некоторых зарубежных стран и разделить работу по созданию страхового и банковского продукта и продажи. «Если бы банки и страховые компании доверили брокерам все свои продажи, то это была бы для них идеальная ситуация, когда им не надо тратить лишние деньги на агентов, на рекламу и оценку рисков. А брокер бы выбирал лучшие компании и продавал именно их продукты, - размышляет генеральный директор Союза Профессиональных брокеров Павел Кушковский. - Если произойдет полное разделение брокеров, страховых компаний и банков, то брокер сможет работать по нетто-ставке. И сможет поставить себе комиссию 3% или 50%, но имея ввиду, что надо будет доказать клиенту, что за эти деньги можно получить ЛУЧШИЙ набор услуг». Однако, эксперты сошлись во мнении, что сегодня рынок ещё не готов к такой революции. «Мы забегаем на 2 шага вперед, - оценивает перспективы разделения продаж и производства страховых и банковских продуктов эксперт Росгосстраха Дмитрий Куксинский. – Безусловно, на Западе есть такие примеры. Но в настоящий момент существует развитие прямых, агентских и брокерских продаж. Все они интенсивно развиваются. И говорить о том, что нужно сделать выбор именно в пользу одного, брокерского канала продаж, сейчас рано. Страховые компании также хотят участвовать в работе с клиентами, в оптимизации затрат и многих других процессах. Хотя я уверен, что брокерские продажи будут активно развиваться. И будут появляться брокерские холдинги и специализированные подразделениями по видам продаваемых продуктов (например, автострахование и автокредитование, ипотека и её страховое сопровождение)». «Страховые компании и банки в настоящее время не готовы отдать все продажи брокерам, так как фактически они отдадут всю полноту власти брокерам. Брокер будет сидеть на нетто-ставке, брокер будет принимать заявления, брокер будет вызывать аварийного комиссара и так далее, - констатирует данность Павел Кушковский. - На сегодняшний момент наша организация является агентом нескольких десятков страховых компаний и банков, как юридическое лицо. И по такому договору работают все. Пока что ни банки, ни страховщики не смогут отказаться от своего сегмента и своего заработка». «Вопросы полной интеграции банков и страховых компаний в форме финансового супермаркета – отдаленная перспектива, - резюмирует дискуссию заместитель начальника отдела контроля и надзора на рынке финансовых услуг управления ФАС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александр Петров. – И наше ведомство за подобную интеграцию. Однако, важно, чтобы в этом процессе не исчезла свободная конкуренция за которую и борется ФАС». Пока что объем кросс-продаж страховых компаний и банков по данным РА Эксперт составляет 30 млрд. руб. и в ближайшие 4 года, как минимум, удвоится. Хотя есть мнение, что уже сегодня цифра в 30 млрд. руб. сильно занижена. |