30.05.14 20:09:00          
   
            
           Результаты деятельности Банка Хоум Кредит за 1 квартал 2014 года в соответствии с МСФО: высокая достаточность капитала в непростых рыночных условиях  
   ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (ХКФБ, Банк Хоум Кредит, банк) объявляет консолидированные результаты деятельности банков в России и Казахстане по итогам первых 3 месяцев 2014 года в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).   
   Рейтинги ХКФБ Moody’s Ba3, Fitch BB; дочернего банка АО Банк Хоум Кредит (Казахстан), на 100% принадлежащего ХКФБ, Fitch BB-.   
   
   «Снижение качества активов в банковском секторе, а также непростые экономические условия, которые последовали за бурным ростом в предыдущие годы, нашли отражение в наших результатах по итогам первого квартала 2014 года. Тем не менее, мы сохраняем один из самых высоких уровней  достаточности капитала на рынке в 22,1%, а также сильную позицию по ликвидности.   Мы уверены, что финансовая устойчивость, способность к адаптации и лидирующая позиция на рынке обеспечат надежную основу для развития нашего бизнеса. Мы уже наблюдаем первые признаки улучшения качества кредитов, выданных при более строгих стандартах андеррайтинга, которые мы начали применять в середине 2013 года. Улучшение риск - профиля нашего кредитного портфеля ожидается во второй половине 2014 года.  Хоум Кредит является ориентиром для всего рынка на протяжении многих лет. Мы возглавили процесс адаптации банковской розницы к новым рыночным реалиям, и будем и в дальнейшем идти в авангарде развития всего сектора. Я уверен, что с такой опытной, стабильной и закаленной работой в 2008-2009 годах командой наш банк преодолеет текущие сложные условия и станет еще более сильным и эффективным игроком на рынке», - сказал Иван Свитек, Председатель Правления ХКФБ.  Хоум Кредит быстро адаптируется к изменившимся условиям регулирования рынка, однако, как и его конкуренты, сталкивается с трудностями из-за непростых экономических условий. На рынок банковской розницы существенное влияние оказал  бурный рост потребительского кредитования в 2011-2013 годах. В то время как отношение кредитов физлиц к ВВП в России не очень высокое по сравнению с другими странами, эффект от столь бурных темпов роста необеспеченного кредитования был недооценен участниками рынка. В результате качество кредитов оказалось под давлением.   Хоум Кредит стал одним из первых банков, кто идентифицировал эти риски, и в середине 2013 года предпринял необходимые меры. Сделав выводы из этой ситуации, банк более взвешенно подходит к управлению ростом бизнеса, применяет более строгие процедуры риск-менеджмента и осуществляет более жесткий подход к управлению издержками, а также уделяет повышенное внимание качеству кредитов. Более строгий подход к выбору заемщиков уже дает свои результаты. Однако, кредиты, выданные до ужесточения стандартов андеррайтинга, продолжают оказывать влияние на финансовый результат банка, что привело к убытку по итогам первого квартала. Менеджмент банка сосредоточен на улучшении профиля риска существующих и новых клиентов. Сокращение депозитов, одного из основных источников фондирования банка, произошло в соответствии со снижением объемов кредитования.  Хоум Кредит всегда отличался стратегической и операционной гибкостью, а также опытом преодоления трудностей. Сейчас банк реализует четкий план, направленный на восстановление прибыльности в 2014 году. Банк укрепил свои позиции на рынке POS; предложил новые значительно более привлекательные для клиентов продукты; развивает транзакционный бизнес, а также расширяет свою целевую аудиторию. Хоум Кредит остается частным  банком №1 на рынке необеспеченного кредитования, имеет высокий уровень капитализации и ежегодно привлекает 3 миллиона новых клиентов только через точки продаж в магазинах партнеров, без учета других каналов дистрибуции.  
   КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ   - Операционная прибыль по итогам отчетного периода, за счет снижения объемов бизнеса, снизилась на 4,9% до 19,1 млрд рублей (1 кв. 2013 г. – 20,0 млрд рублей).
  - Чистый убыток по итогам первого квартала, основной причиной которого стали кредиты, выданные до середины 2013 года, составил 3,3 млрд рублей. При этом, по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале банк на не консолидированной основе зафиксировал прибыль в размере 0,6 млрд рублей.
  - Чистая процентная маржа банка на конец отчетного периода составила 19,7%.
  - Общие административные и прочие издержки  выросли на 10,9% до 6,7 млрд рублей в связи с увеличением числа сотрудников до 32 143 человек (на 6,5%). Причиной этого явилось развитие региональной сети (преимущественно за счет Казахстана). Банк продолжает эффективно управлять своими расходами, демонстрируя один из лучших на рынке показатели cost-to-income ratio 35,4% и снижение отношения операционных издержек к среднему чистому кредитному портфелю до 9,7%. Издержки будут сокращаться и впредь, в соответствии с рыночными условиями и более строгим подходом к управлению расходами. 
  - Объем активов банка составил 342,0 млрд рублей.
  - Объем чистого кредитного портфеля по состоянию на 31 марта 2014 года снизился на 6,5% до 267,3 млрд рублей (285,9 млрд рублей по итогам 2013 года). Объем новых выданных кредитов составил 60,6 млрд рублей (76,3 млрд рублей за 1 кв. 2013 года). Во второй половине прошлого года темпы роста объемов выдачи кредитов снизились   вследствие изменения регулирования и макроэкономических условий в России, а также из-за ужесточения стандартов андеррайтинга. Учитывая эти факторы, в 2013 году продуктовая линейка банка была оптимизирована, а процентные ставки снижены.
  - Объем вкладов физических лиц и текущих счетов на 31 марта 2014 года составил 196,3 млрд рублей, снизившись на 8,6% по сравнению с началом года. Депозиты и текущие счета составили 69,7% от общего объема обязательств банка. Отношение кредитов к депозитам составило 132,0%  по итогам отчетного периода. Банк и дальше намерен опираться на розничные депозиты в качестве основного источника финансирования своей деятельности. Сокращение портфеля депозитов проходило в соответствии со снижением объемов кредитования.
  - Доля просроченных кредитов (NPL) в портфеле банка увеличилась до 13,8% (11,7% на 31 декабря 2013 года) в результате рыночной тенденции к ухудшению качества активов. Банк придерживается консервативного подхода к формированию резервов  - коэффициент покрытия просроченной задолженности составляет 118,6%. Рост NPL обусловлен вызреванием старого портфеля после бурного роста в предыдущие годы (в 2012 – начале 2013). Профиль риска кредитов, выданных во второй половине 2013, снизился в результате принятых мер. Менеджмент банка реализует четкий план действий, направленный на дальнейшее улучшение профиля риска существующих и новых клиентов.
  - Банк Хоум Кредит продолжает поддерживать высокий уровень капитализации. Показатель CAR на 31 марта 2014 составлял 22,1% (23,5% в конце 2013 года). Уровень достаточности капитала в соответствии с правилами расчета Банка России на отчетную дату составлял 14,8%. 
  - Банк Хоум Кредит обслуживает в данный момент около 4,8 млн активных клиентов в России и Казахстане через 1 312 банковский офис, 8 814 микро-офисов, а также более 92 000 точек продаж и 1 446 банкоматов. На 31 марта 2014 года размер клиентской базы банка составлял 29,7 млн человек.
    Ознакомиться с финансовой отчетностью 1 квартала 2014 года можно по адресу: http://www.homecredit.net/.  
   ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ  
   
      |   Балансовые показатели (млрд. руб.) *   |    1 кв. 2014   |    2013   |    Изменение, %   |     |   Активы   |    342,0   |    358,9   |    -4,7   |     |   Чистый кредитный портфель   |    267,3   |    285,9   |    -6,5   |     |   Средства акционеров    |    51,7   |    55,2   |    -6,3   |       
   
   
      |   Показатели прибыли, млрд. руб.*   |    1 кв. 2014   |    1 кв. 2013   |    Изменение, %   |     |   Операционный доход   |    19,1   |    20,0   |    -4,9   |     |   Прибыль до налогообложения   |    (4,0)   |    4,4   |    -191,3   |     |   Чистая прибыль   |    (3,3)   |    3,5   |    -194,7   |       
   
   
   КЛЮЧЕВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ  
   
      |   
    |    1 кв. 2014   |    2013   |    1 кв. 2013   |     |   Рентабельность активов (ROAA)1   |    -3,7   |    3,1   |    4,1   |     |   Рентабельность капитала (ROAE)2    |    -24,5   |    20,9   |    28,3   |     |   Соотношение расходов к доходам3   |    35,4   |    31,2   |    30,3   |     |   Уровень достаточности капитала, %   |    22,1   |    23,5   |    20,0   |     |   Доля неработающих кредитов (NPL), %4   |    13,8   |    11,7   |    7,7   |     |   Стоимость риска5   |    23,6   |    17,6   |    15,6   |       
   
    - RoAA рассчитывается как приведенная в процентах годовых сумма чистой прибыли за период, деленная на средний остаток валюты баланса за тот же период. 
  - RoAE рассчитывается как отношение чистой прибыли за период, деленная на средний остаток собственных средств. 
  - Коэффициент соотношения расходов к доходам  рассчитывается как сумма общих административных расходов, деленная на операционный доход.
  - Для расчета доли NPL совокупный объем кредитов, срок просрочки платежей по которым превышает 90 дней, делится на совокупный портфель всех выданных кредитов. 
  - Стоимость риска рассчитывается как отношение убытков вследствие обесценения к среднему объему чистого кредитного портфеля в годовом исчислении. 
  Для справки:  
   ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» [Moody’s Ba3, Fitch BB] – специализируется на предоставлении розничных банковских услуг в России и Казахстане. ХКФБ предлагает своим клиентам широкое разнообразие кредитных продуктов и банковских услуг. Клиентская база банка насчитывает 29,7 млн человек. Продукты и услуги представлены в более чем 92 000 магазинах-партнерах в России и Казахстане. По состоянию на 31 марта 2014 года сеть дистрибуции Банка состоит из 10 126 офисов различных форматов, а также 1 446 банкоматов по всей России и Казахстану.  Дополнительная информация доступна на www.homecredit.ru   
   Home Credit B.V. (далее - “HCBV”) – это ведущая компания, предоставляющая услуги потребительского кредитования через широкий спектр каналов дистрибуции в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) Содружества Независимых Государств (СНГ) и развивающая свое активное присутствие в Азии. Для HCBV, учрежденной в 1997 г., ключевыми рынками потребительского финансирования являются: Чешская Республика, Словакия, Российская Федерация, Беларусь, Казахстан, Китай, Индия, Индонезия. На Филиппинах компания активно развивает пилот по предоставлению услуг потребительского кредитования*. Основным бизнесом HCBV является потребительское кредитование, то есть выдача кредитов в массовом розничном сегменте. В продуктовую линейку входят кредиты на покупку товаров в точках продаж (потребкредиты), кредиты наличными, револьвинговые кредиты, кредиты на приобретение автомобилей, а также кредитные карты. По мере развития бизнеса компаний, входящих в состав HCBV, они начинают принимать вклады от своих клиентов и открывать для них текущие счета. Делается это постепенно, в тех странах, где у компании имеется лицензия на предоставление банковского обслуживания. До настоящего времени 52,2 тысячи работников компании обслужили более 38,6 миллиона клиентов, используя для этого обширную сеть распространения услуг, в которую входят 143 510 точек продаж (POS), кредитных офисов, филиалов и местных почтовых отделений. Совокупные активы компании HCBV по состоянию на 31 марта 2013 г. достигли  8,5 миллиарда евро.   Более подробная информация представлена на сайте www.homecredit.net   
   Мажоритарным акционером (с долей 86,62%) Home Credit B.V. является Группа PPF (далее - “PPF”). PPF инвестирует свои средства в ряд отраслей экономики, таких как банковское дело и финансовые услуги, страхование, недвижимость, энергетика, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, ритейл и биотехнологии. Территорией присутствия Группы PPF является Центральная и Восточная Европа, Россия и страны СНГ, а также Азия. По состоянию на 31 декабря  2013 г. PPF владеет активами в объеме 20,9 млрд евро.  Более подробная информация представлена на сайте www.ppf.eu   
   Миноритарная доля (13,38% акций) Home Credit B.V. принадлежит EMMA OMEGA Ltd., инвестиционному холдингу, полностью принадлежащему Йиржи Шмейцу.  ___________________  *) Home Credit B.V. заключила соглашение с PPF Group N.V. относительно приобретения в будущем стопроцентной доли участия в следующих компаниях: Home Credit Consumer Finance Co., Ltd. [Китай], CF Commercial Consulting (Пекин) Co. Ltd. [Китай] и PPF Vietnam Finance Company Limited [Вьетнам]. Сделка осуществится после ее утверждения соответствующими регуляторными органами Китая и Вьетнама. По этой причине данные субъекты не учтены в консолидированных данных Home Credit B.V. по состоянию на 31 декабря 2013 г.             |