18.12.08 00:00:00

Всеволод Лобов. Аналитическое управление ФГ «ДОХОДЪ» Федеральная резервная система США снизила учетную ставку на 0.75% до 0.25%. Эти действия достаточно подробно обоснованы в финальном заявлении Б. Бернаке, который делает акцент на продолжающемся спаде экономики и отсутствии инфляционных рисков. Стоит согласиться с правильностью этих действий. Вероятно, снижение ставки не реализуется в скором росте спроса и экономическом подъеме, однако, в любом случае, это является инструментом смягчения проявлений кризиса. Уроки Великой депрессии дают о себе знать. То время было первым серьезным испытанием для «молодой» Резервной системы, которое она с треском провалила. Волна резких снижений объема денежной массы в 1930-32 г.г. и допущение банковской паники практически остановило экономическую активность и ввергло страну в хаос. После банкротства Lehman Brothers в 2008 году Федеральный резерв начал действовать особенно активно в направлении, противоположном действиям своих коллег в 30-е годы. Пузырь избыточного и крайне неосторожного кредитования должен сдуться. Снижение учетной ставки само по себе не восстановит прежние объемы кредитования, оно является только возможностью (фундаментом) такого восстановления. К тому же, в снижении ставки есть свои риски. Прежде всего - это инфляция. В ближайшее время инфляционный риск никак не проявится вследствие существенного снижения экономической активности. Более того, США наверняка пойдут на допущение в будущем умеренно высокой инфляции для оживления экономики. Вместе с тем, такой подход может привести к утрате контроля над ценами и сделать краткосрочные экономические циклы короче и волатильнее, что окажет крайне негативное влияние на производство и спрос. Еще одним риском снижения учетной ставки является чрезмерное ослабление доллара, которое может привести к существенному оттоку «дешевого» капитала из США в станы с высокой ставкой. Фактически, это сведет на нет попытки ФРС оживить свою экономику. В связи с этим США будут добиваться продолжения снижения учетных ставок в крупнейших экономиках, несмотря на возможные инфляционные риски, которые, например, наблюдаются в Европе. Помимо снижения учетной ставки, США намериваются активно использовать инструменты гарантирования кредитов и выкупа проблемных активов. Результаты применения всего спектра инструментов мы сможем наблюдать уже с февраля 2009 года. В лучшем случае, это будет стабилизация объема спроса и производства, в худшем - продолжение их падения. Мы полагаем, что эффективнее было бы не печатать деньги (или, по крайней мере, не только печатать деньги), а мобилизовать внутренние ресурсы экономики. Фактически, это означает «экономить на государстве», то есть: 1) существенно снижать налоги и сборы, урезая «неэффективные» бюджетные статьи, типа военных и многих более мелких и малозначительных, но все же затратных статей, а также путем передачи некоторых функций государства частным предпринимателям; 2) наладить гибкую налоговую и бюджетную политику, постепенно отходя от политики перераспределения средств внутри бюджетов к сокращению бюджетных доходов и расходов и перекладыванию их на частных лиц и предпринимателей; 3) постепенно снижать участие государства в производственных сферах; 2) снять большинство торговых барьеров в одностороннем порядке и добиваться аналогичных действий в рамках ВТО и двухсторонних отношений; 3) до восстановления экономической активности продолжать поддержку банковской сферы, преимущественно с помощью инструмента гарантирования. Данные меры не являются полными и, вероятно, здесь необходимо также продумать действия по политике валютного курса, социальной политике и по решению международных проблем. Однако основная мысль состоит в отходе от исключительного применения монетарной борьбы с кризисом и в переходе к мобилизации и большей свободе частных экономических агентов. |