29.04.09 00:00:00

В конце I квартала 2009 года банки и лизинговые компании были вынуждены идти навстречу заемщикам и реструктуризировать платежи - эксперты «INFOLine-Аналитика» В условиях экономического кризиса произошло резкое ухудшение финансового состояния всех групп потребителей подвижного состава - частных операторов, грузовладельцев, лизинговых компаний и предприятий Холдинга "РЖД". При этом наиболее сильно в условиях кризиса пострадали именно крупнейшие потребители нового подвижного состава: частные операторы и лизинговые компании, которые в 2007-2008 гг. покупали дорогие вагоны, привлекая заемные средства в иностранной валюте, и в условиях снижения ставок аренды и девальвации рубля столкнулись с масштабными убытками. По данным исследования «Рынок лизинга грузового железнодорожного подвижного состава России 2009», подготовленного аналитиками ИА «INFOLine», в условиях кризиса произошло более резкое падение арендных ставок, чем цен на новые полувагоны. По мнению экспертов, это обусловлено масштабным сокращением объемов железнодорожных перевозок (на 25-30% в декабре-марте) и простоем значительной части парка - более 25%. При этом, как отмечают аналитики ИА «INFOLine», по некоторым видам специализированного подвижного состава падение ставок было еще большим. Например, ставки аренды хопперов-цементовозов снизились с 1700 руб. в сутки (с учетом НДС) летом 2008 года до 400 руб. – в марте 2009 года. Примерно аналогичная ситуация наблюдается в сегменте хопперов-минераловозов. Кроме того, эксперты «INFOLine-Аналитика» отмечают, что фактически доходы арендодателей снизились еще сильнее, так как кроме падения абсолютной величины ставок, произошло существенное ухудшение условий предоставления вагоновладельцами подвижного состава в аренду. Теперь все затраты, как правило, несет арендодатель в то время как до кризиса они распределялись между арендодателем и арендатором. По оценкам аналитиков ИА «INFOLine», к концу I квартала 2009 года банки и лизинговые компании, столкнувшиеся с фактическим дефолтом по платежам по лизинговым контрактам или кредитным договорам, вынуждены идти навстречу заемщикам и реструктуризировать платежи, так как, изымая вагоны, они сталкиваются с проблемой отсутствия спроса и необходимостью оплачивать простой вагона на путях РЖД, транспортировку на станцию приписки, обслуживание и ремонт. Описанная проблема приобрела к марту 2009 года столь сильную остроту, что на рынке появились предложения от банков и лизинговых компаний по предоставлению подвижного состава в долгосрочную аренду по ставке 100-150 руб. в сутки. Правда, как отмечают аналитики ИА «INFOLine-Аналитика», речь здесь идет именно об относительно небольших партиях – до 100 вагонов. По мнению специалистов ИА "INFOLine", подобная ситуация не может продолжаться долго: банки и лизинговые компании в условиях высокого риска банкротства и дефолтов лизингополучателей и заемщиков вынуждены будут более агрессивно работать с должниками. По прогнозам генерального директора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, к IV кварталу 2009 года на вторичный рынок грузовых вагонов и рынок лизинга могут быть выведены крупные партии подвижного состава, а ряд частных операторов окажется на грани банкротства, вплоть до частичной приостановки операционной деятельности и начала процедуры банкротства. Как показало исследование «Рынок лизинга грузового железнодорожного подвижного состава России 2009», которое выпустили аналитики ИА «INFOLine» перечисленные выше проблемы лизинговых компаний и банков обусловят резкое снижение интереса к приобретению грузового железнодорожного подвижного состава в 2009 году. Следует отметить, что в I квартале 2009 года начала формироваться тенденция оплаты долгов грузовладельцев перед частными операторами посредством передачи в собственность подвижного состава, принадлежащего грузовладельцу. С учетом сравнительно невысокого среднего возраста парка подвижного состава, принадлежащего грузовладельцам, возможное распространение данной тенденции может привести к значительному снижению спроса на новый подвижной состав - делают прогноз эксперты. |