13.11.09 01:00:00

Переход на прямое возмещение убытков (ПВУ) - логичный и закономерный шаг развития рынка ОСАГО. За 8 месяцев действия закона страховые компании отработали механизм его применения. Об этом шла речь на круглом столе в Агентстве Бизнес Новостей. Потерпевшие в ДТП, с полисами ОСАГО, приобретенными до 1 марта 2009 года, после введения ПВУ, по-прежнему могли обращаться только в компанию виновника аварии. Те же, кто купили полисы после 1 марта, получили выбор - обращаться за выплатой как в свою страховую компанию (с которой заключен договор ОСАГО), так и в страховую компанию виновника ДТП. Как отметили эксперты, с 1 ноября механизм действия закона несколько изменился - теперь все потерпевшие имеют право обращаться в свою компанию. В то же время у автомобилистов остался выбор куда обращаться за выплатой. Такой порядок страховщики считают правильным. Ведь возможна ситуация, когда "своя" компания разорилась, и тогда возмещение можно получить в прежнем порядке - в компании виновника ДТП, не обращаясь в Российский Союз автостраховщиков (РСА). Но постепенно рынок придет к безальтернативному ПВУ, когда у потерпевшего в аварии будет не право, а обязанность обратиться за выплатой только к своему страховщику ОСАГО. Как сообщил руководитель представительства Российского Союза автостраховщиков в СЗФО Петр Щербаков, в результате введения ПВУ споров между страховщиками стало значительно меньше. Но главное, теперь стало значительно меньше проблем у самих потерпевших, а значит и меньше недовольства. "Раньше автомобилисту было безразлично, в какой компании покупать полис ОСАГО: если он станет виновником ДТП, не ему с ней разбираться. Теперь же люди задумываются о выборе компании и пойдут к тому страховщику, которому доверяют, который удовлетворит их требования. В результате произойдет естественное самоочищение рынка", - подчеркнул П. Щербаков. По словам первого заместителя генерального директора СГ "АСК" Юрия Берхмана, сейчас потерпевший может, представив все документы, решить проблему за одно посещение офиса компании, а потом, в положенный законом срок получить выплату. За прошедшие с момента введения ПВУ месяцы в СГ "АСК" урегулированы по новой системе сотни таких страховых событий. И серьезного недовольства с размером выплат у потерпевших не возникает. Правда, подчеркнул эксперт, если страховщик виновника ДТП ушел с рынка, то механизм ПВУ не работает, и потерпевшему придется обращаться в РСА, где для таких ситуаций создан компенсационный фонд. Как отметил доцент кафедры Страхования СПбГУЭФ (ФИНЭК) Денис Горулев, с введением ПВУ некоторые автомобилисты ошибочно стали воспринимать ОСАГО, как "квази-КАСКО", хотя суть этих полисов принципиально разная. Эксперт обратил внимание на то, что издержки страховщиков заметно возросли: страховые премии упали на 8%, а выплаты выросли на 20%. В такой ситуации важен мониторинг финансовой устойчивости компаний. "Но в целом, введение ПВУ означает, что в России формируются азы страховой культуры", - считает Д. Горулев. Конечно, осталось еще немало нерешенных проблем. Как подчеркнул старший преподаватель отделения Страховое право кафедры Гражданского права и процесса СПб института Управления и Права Сергей Краснов, очень важно "отточить" юридические моменты. Сейчас рынок ОСАГО идет впереди юридического обеспечения, многие вопросы приходится решать "по ходу". Например, есть вопросы с регрессными исками, с возмещением вреда здоровью при ДТП. Страховое сообщество должно консолидироваться в борьбе с недобросовестными страховщиками и с мошенничеством. И правовым регулятором должен выступать РСА. Председатель Санкт-Петербургского Регионального Отделения межрегионального Общественного Движения "Комитет по Защите прав Автомобилистов" Александр Холодов обратил внимание на то, что у недобросовестных страховщиков может возникнуть соблазн получить фиксированную выплату в рамках системы ПВУ (30 тыс. рублей), осуществив при этом пострадавшему в аварии минимальную выплату, т. е фактически заработать на этом. "Отношения страховщиков и автомобилистов в рамках действующей системы ПВУ пока не отрегулированы", - считает эксперт. Но в целом участники круглого стола сошлись на мнении, что с введением ПВУ при всех ситуациях проблем у потерпевших с получением выплат стало меньше. В круглом столе участвовали: Берхман Юрий Владимирович - 1-ый заместитель генерального директора СГ "АСК"; Щербаков Петр Васильевич - руководитель представительства Российского Союза автостраховщиков в СЗФО; Горулев Денис Алексеевич - доцент кафедры Страхования СПбГУЭФ (ФИНЭК); Краснов Сергей Евгеньевич - старший преподаватель отделения Страховое право кафедры Гражданского права и процесса СПб института Управления и Права; Холодов Александр Львович - председатель Санкт-Петербургского Регионального Отделения межрегионального Общественного Движения "Комитет по Защите прав Автомобилистов". Источник: Агентство Бизнес Новостей |