07.05.25 12:46:00

Клиенты российских банков в апреле начали массово жаловаться на скрытые подключения платных услуг. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на отзывы россиян в «Народном рейтинге» на портале «Банки.ру».
Наиболее распространенные жалобы:
- Банк без согласия клиента начал списывать комиссию за платные уведомления. Это особенно чувствительно для пожилых клиентов, многие из которых не могут отслеживать новые списания.
- Банк без согласия клиента подключает платные подписки и продлевает их автоматически даже после просьбы их отключить.
- Деньги за платные уведомления списывают даже после отключения услуги — у одного из банков для этого нужно зайти в отдельный, «спрятанный» раздел приложения.
- Вместе с зарплатной картой банк оформляет клиенту «бесплатную» кредитку, за обслуживание которой позднее списывает комиссию. При этом в банке утверждают, что действуют в соответствии с договором.
- В одной из кредитных организаций клиенту заявили, что без согласия на платную услугу ему не выдадут кредит.
На фоне охлаждения кредитования банки ищут способы поддержать доходность бизнеса за счет скрытых комиссий и пользуются невнимательностью клиентов, — считает старший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин. По его словам, большинство клиентов просто не замечает в договорах предустановленные галочки о согласии на получение платных дополнительных услуг, а также не знает о своем праве исключить такие пункты из документа.
Глава проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Евгения Лазарева подчеркнула, что скрытые подключения платных услуг ущемляют права клиентов и прямо нарушают закон «О потребительском кредите». По ее словам, навязывание дополнительных платных услуг — самое частое злоупотребление банков. «Заемщики с удивлением узнают о подключенных допуслугах, среди которых, помимо антимошеннического страхования, встречаются и СМС-информирование, и особые условия обслуживания, и телемедицина, и даже услуги астролога».
За навязывание дополнительных финансовых услуг банк может быть оштрафован на сумму до 300 тыс. рублей — сообщили опрошенные изданием эксперты. — Это несопоставимо с возможной выгодой от недобросовестных списаний, если умножить ее на количество клиентов банка.
Специалисты рекомендуют внимательно читать договор, обращая внимание на заранее проставленные галочки. Если какие-то пункты клиента не устраивают, он имеет право потребовать удалить их документа.
Также после оформления продукта клиент может позвонить в банк и под запись уведомить его об отказе от любых платных дополнительных услуг. Эта запись станет важным аргументом, если дойдет до суда.
Жалобы на подобные нарушения можно направлять в Центробанк, Роспотребнадзор и в службу финансового уполномоченного, собрав доказательства: копии документов, фотографии, скрины переписки со службой поддержки, аудио- и видеозаписи.
В Банке России сообщили изданию, что сокрытие информации о подключении платных услуг регулятор считает недопустимой практикой. Кроме того, закон прямо запрещает банкам заранее проставлять отметки о согласии клиента на приобретение дополнительных платных услуг. Там напомнили, что ситуация должна улучшиться после 1 сентября, когда вступят в силу новые положения закона о защите прав потребителей, которые прямо запретят навязывание любых платных услуг.
Марина Григорьева |