10.07.25

Новый виток развития промышленности обязан опираться на автоматизацию производств. Однако, внедрение роботов и прочих технологических новинок требует больших финансовых вложений, которые в эпоху высоких ставок затруднены без помощи государства.
Препятствия на пути роботизации и варианты их преодоления обсудили представители власти и бизнеса на круглом столе «Бизнес и промышленность: диджитализация и индустриализация, финансирование», организованном порталом «ТТ Финанс» совместно с сетевым изданием «Фонтанка.ру».
Магистральный путь
«С точки зрения сохранения нашей страны и развития экономики на первое место выходит промышленное производство, — обозначил приоритеты Валерий Калугин, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге. — Промышленность у нас сейчас, безусловно, требует технологического прорыва, в том числе в роботизации и цифровизации».
По мнению защитника бизнеса, крупные предприятия и корпорации демонстрирует всё более глубокую интеграцию с наукой и инновациями и активно инвестируют в создание собственных лабораторий. Это позволяет им поддерживать техническую базу на современном уровне, быть в авангарде технологических решений и оперативно внедрять инновации в производство.
Но для большинства предприятий среднего, а тем более малого бизнеса создание своей научно-практической базы практически невозможно и в этом случае должны подключаться региональные власти.
«Сегодня перед регионами стоит важная задача - поддержать инициативы компаний, которые стремятся стать технологическими лидерами, развивать IT-сектор. Особое внимание необходимо уделить молодым специалистам, которые создают основу для будущих инноваций. Удержание таких специалистов в стране - стратегическая задача. Но для того, чтобы талантливые разработчики оставались и реализовывали свои идеи в России мы должны создать все необходимые условия».
Глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александр Ситов отметил, что Санкт-Петербург является лидером по роботизации в стране - на городских предприятиях уже работают примерно 1400 роботов. Основные потребители роботизированных систем – это отрасли с высокой степенью потребности в роботизации: автопром, электроника, фарма, пищевая промышленность, а также ОПК – все, где присутствует серийное производство. При внедрении робототехнических комплексов производительность отдельных процессов здесь увеличивается в 2-3 раза.
По его словам, роботизация и автоматизация производств - это одна из критически важных тем, где в фокусе внимания сейчас синхронизация федеральных и региональных мер господдержки. Россия должна войти в топ-25 стран по уровню роботизации - речь идет о количестве роботов на 10 тысяч занятых в обработке. На сегодняшний день в стране установлено порядка 20 тысяч роботов, а плотность роботизации составляет 29 единиц.
«Одна из ключевых задач - не потерять усложненную цепочку производителей. Крупный бизнес без проблем пройдет все трудности, а малому бизнесу нужна помощь», — говорит он. — «Роботы - продукт сложный, но это направление начало замещаться. Ни федеральный, ни региональный бюджет не могут охватить все потребности рынка, но станкоинструментальная промышленность должна быть в приоритете».
Необходимость в донастройке
Один из приглашенных представителей законодательной ветви власти сфокусировал своё внимание на трудностях, которые мешают полномасштабному внедрению роботов на отечественных предприятиях, и, по его мнению, могут оказать воздействие на технологическое и экономическое развитии России: «Если говорить о текущем состоянии роботизации, необходимо отметить, что руководителям значимых для нашей страны предприятий критически не хватает информации о перспективах внедрения роботов в производственные процессы: их стоимости, с учетом дальнейшего сервисного обслуживания, сроков окупаемости и действующих для их внедрения мерах поддержки», — сообщил Дмитрий Панов, председатель профильной Комиссии по инвестициям Законодательного Собрания СПб, председатель петербургского регионального отделения «Деловой России». — «Руководители критически значимых производственных предприятий, как правило, люди взрослые, опытные и исключительно благосклонно относящиеся к своим трудовым коллективам, с которыми они многое вместе повидали, и к процессу роботизации, они относятся, если не с недоверием, то достаточно сдержанно. Именно поэтому им сейчас, как никогда, нужна информация о том, как смогут роботы качественно повлиять на производственные процессы, причем на основании конкретных примеров предприятий из аналогичной отрасли. Руководству промышленных предприятий для принятия положительного решения в сторону роботизации производств необходимы три вещи: внятное коммерческое предложение с информацией о проведенном на предприятии аудите производственных процессов и рекомендации, где применение роботов будет наиболее целесообразным. Приложенная к коммерческому предложению калькуляция затрат на роботизацию с обязательным обоснованием того, в какие сроки эта роботизация окупится и за счет чего. Приложение к коммерческому предложению с исчерпывающим перечислением мер государственной поддержки, которые позволят внедрить роботов на предприятии.
Депутат считает, что финансирование роботизации может происходить даже в виде грантов, учитывая, что согласно статистике в Петербурге они окупаются менее чем за 3 года, при этом роботы позволяют значительно нарастить объемы производства, что в дальнейшем позволит и региональному и федеральному бюджетам получить больший объем налоговых отчислений.
«Есть и другая серьёзная проблема, — добавил Дмитрий Панов. — К сожалению, во многих ВУЗах сейчас присутствуют роботы, которые не позволяют молодежи проходить нужную им для дальнейшего трудоустройства практику. Когда после обучения студенты выйдут на производственные предприятия, они столкнутся с современными роботами, которые на несколько поколений опережают университетские. Именно поэтому ВУЗам необходимо либо изыскивать финансирование для наполнения лабораторий современным роботами, либо расширять партнерскую сеть современными и роботизированными предприятиями, которые смогут принять на практику всех желающих. Вместе с этим сейчас критически не хватает компаний, которые могут проводить экспертизу, а следом за ней интегрировать роботов в производственные процессы предприятий и ещё должно пройти время, чтобы количество таких компаний кратно увеличилось».
Досадные ухабы
Наталия Астахова, депутат Законодательного собрания Петербурга, заместитель председателя постоянной Комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству, расширила перечень актуальных проблем. «Мы постоянно говорим о росте, что нам надо все совершенствовать, но рост в таких жёстких условиях достаточно затруднён, потому что рынки капитала закрыты, технологии недоступны, логистика переформатирована, — посетовала она. — Мы обсуждаем цифровую трансформацию. Но, опять же, мы знаем, что достаточно много квалифицированных кадров уезжает из страны. Я благодарна министру экономического развития РФ Максиму Решетникову за его смелость. Он произнес со сцены ПМЭФ слово «рецессия». Не в кулуарах, не где-то там между строк, а вслух, перед всеми. «У нас все наши цифры — это зеркало заднего вида», — сказал он. Это абсолютно точно. Пока ведомства смотрят на ретроспективу, бизнес уже ощущает спад. Мы идём вперед, глядя назад, и удивляемся, почему попадаем в ямы. Что мы видим на местах? Индекс промышленного производства в Петербурге за январь-апрель 107,3. В прошлом году — 111,8. Формально рост есть, но темпы замедляются. А еще неплатежи, замороженные инвестиции, рост издержек, инфляция, дефицит персонала. И это только начало списка».
Наталия Астахова сравнила экономику Петербурга с больным астмой: «Пока всё в порядке, он чувствует себя благополучно, но если, не дай бог, кризис, то начинает хрипеть и задыхаться. И главный вопрос могут ли городские власти вовремя найти новый подходящий ингалятор. Я не считаю рецессию трагедией, я, наоборот, считаю рецессию шансом. Шансом перестать тушить пожары и начать выстраивать долгосрочную стратегию. Шансом перейти от статистики к реальному мониторингу в онлайне на основе Big Data, изучения и оценки поведения бизнеса и потребителей. Шансом начать слушать не только корпорации, но и малый и средний бизнес, потому что именно он, как никто, чувствует, что что-то пошло не так и не туда».
Цифровизация поможет
Директор департамента по работе с клиентами среднего и малого бизнеса Санкт-Петербургского филиала банка ПСБ Александр Хайкинсон, отметил, что одним из действенных способов борьбы с кризисом выступает как раз цифровизация, позволяющая экономить на издержках. «Развитие цифровизации привело к упрощению многих процессов, — констатировал он. — В банке ПСБ на данном этапе 96% продуктов можно получить в удалённых каналах, в так называемой цифре. К концу 2025-го года мы планируем достичь уровня 98%. По развитию банковского сектора Россия является лидером. Цифровизация экономит время предпринимателям: быстрое и упрощенное получение финансирования экономит ресурсы предприятия — бухгалтерии, руководства, финансового блока. В ПСБ уровень одобряемости заявок на кредиты достаточно высок, потому что абсолютное большинство положительных решений принимается при помощи цифровых продуктов. Например, у нас в банке есть онлайн-продукт с суммой финансирования до 250 млн рублей — «Лимит открыт». Это заранее одобренные кредитные решения в формате возобновляемой кредитной линии на пополнение оборотных средств как для действующих, так и для потенциальных клиентов».
Взгляд промышленника
Сергей Вотинцев, советник генерального директора военно-промышленного холдинга KMZ («Кингисеппский машиностроительный завод») рассказал о работе предприятия в первом полугодии 2025 года, отметив, что во втором квартале тенденции 1 квартала сохраняются: выручка растет, темпы производства увеличиваются. Но при всем при этом значительно больше зарабатывать завод не начинает, поскольку расходы на новый персонал, новые проекты становятся все больше и больше. А проценты по кредитным обязательствам «съедают» почти весь профит от роста. В целом проблематика сохраняется та же, что и в первом квартале — главное — это дорогие кредиты, а так же отсутствие программ льготного финансирования оборотных средств. То, что понизили ключевую ставку — хорошо, но эффект от этого пока мало заметен.
«На сегодняшний день мы чувствуем себя уверенно, поскольку не привлекаем новых кредитов, и не смотря на все сложности, мы растем», — докладывает Сергей Вотинцев. — «Если сравнить по итогам первое полугодие 2025 года с первым полугодием 2024 года, то рост выручки составит около 15%».
Что касается автоматизации производства, то по мнению Сергея Вотинцева, в основном это сложные, долгие и дорогие проекты. «В условиях нашего роста в моменте не возможно автоматизировать многие процессы. Хотя, мы сейчас ставим автоматизированные линии. Например, недавно поставили пескоструйную линию очистки металла, который приходит к нам со складов», — говорит он.
Крупный интерес
Сергей Иванов, директор Фонда развития промышленности Петербурга, опроверг мнение, что большим предприятиям не до роботизации. «Руководители предприятий прекрасно знают, что им нужно, какие приоритетные направления развития требуются, что в первую очередь необходимо делать, — заявил он — Основной задачей для оборонно-промышленного комплекса является выполнение гособоронзаказа. Для других отраслей это — удержание позиций на рынке, развитие экспортного потенциала, та же автоматизация производства и так далее. Что они делают для того, чтобы реализовать эти программы? Безусловно, процент банковский очень высокий. Если бы предприятия ориентировались только на это, то, я думаю, что, в общем, результаты были бы гораздо хуже, чем они сейчас имеют место быть. В основном эти банковские деньги берутся на пополнение оборотных средств, а не для инвестиционных программ. Для инвестиционных решений государство приняло большое количество мер. Они делятся на несколько больших групп. Первая группа — это федеральные меры поддержки. Это работа Федерального фонда развития промышленности, который признан руководством страны самым эффективным, самым лучшим инструментом поддержки промышленности в стране. С 2025 года наш фонд активно стал работать с федеральным фондом по направлению заявок от предприятий Петербурга на получение займов в федеральном фонде».
Что касается роботизации, то здесь, по мнению Сергея Иванова, проблема точно не в знаниях руководителей. «Мы увидели, что крупные предприятия имеют желание развивать роботизацию, именно потому, что у них есть большие производственные площади, и на этих площадях можно разместить те самые роботизированные линии, которые создадут экономические эффекты внедрения», — указал он. — Говорить о том, что можно купить один-два робота, и они создадут какой-то революционный эффект на предприятии, смешно, потому что кто-то должен подносить комплектующие, и кто-то должен забирать то, что будет делать этот робот. Если вокруг ничего не автоматизировано, то, соответственно, экономического эффекта вот такой роботизации не будет. Поэтому таких заявок, на один-два робота, практически нет».
Доступные маршруты
Александра Питкянен, исполнительный директор некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга», пояснила, что и для небольших производств путь к роботизации не закрыт. Для них существует целый спектр инструментов финансовой поддержки, реализуемых в рамках инфраструктуры «Мой бизнес». «Санкт-Петербург отличается уникально высокой долей производственных МСП, относящихся к сектору экономики предложения — таких пропорций нет ни в одном другом регионе страны, — подчеркнула она. — Особенно активно в городе развиваются обрабатывающее производство, высокотехнологичные компании и легкая промышленность. Это не только признак зрелости сектора, но и результат эффективной финансовой поддержки. В производственной сфере, где проекты капиталоёмкие, финансовая поддержка становится определяющим фактором. Банковское кредитование остается основным источником финансирования для бизнеса, и здесь поручительства НКО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга» играют ключевую роль — они дают компаниям доступ к заёмным средствам на выгодных условиях даже при нехватке собственного залогового обеспечения. Фонд предоставляет поручительства на сумму до 100 млн рублей, и до 50% обязательств заемщика. Представители сферы МСП активно используют этот инструмент для запуска, модернизации или расширения производств. За первое полугодие 2025 года объём привлеченного финансирования с помощью поручительств Фонда превысил 8,5 млрд рублей — это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти 30% поручительств предоставлены именно производственным компаниям. И это подтверждает, что сектор реальной экономики динамично развивается и нацелен на масштабирование. В целом за весь период работы Фонд обеспечил приток в сектор МСП более 168 млрд рублей, предоставив свыше 6,7 тысяч поручительств».
Не менее важным инструментом развития бизнеса, по словам Александры Питкянен, являются займы государственных МФО. Так, в НКО «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, микрокредитная компания Санкт-Петербурга» разработана широкая линейка программ финансирования с льготными процентными ставками. Для производственных компаний предусмотрены займы до 5 млн рублей под 1% годовых без залога, для предприятий лёгкой промышленности — под 1-5% годовых. «В этом году поддержка МСП оказывается в рамках нового национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». Мы расширили перечень финансовых инструментов: запустили новую программу займов до 20 млн рублей под ставки 1-9% годовых, в том числе для проектов, ориентированных на модернизацию, роботизацию и внедрение инноваций», — заключила она.
Иван ЕВДОКИМОВ |