30.10.25 12:57:00

Самозапрет на оформление кредитов с сентября 2025 года можно установить и снять не только онлайн через «Госуслуги», но и лично — через МФЦ. Причем, россияне чаще обращаются в МФЦ именно за снятием ранее установленного самозапрета – пишет «Российская газета».
Как рассказала Диана Степанова, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова, за сентябрь через МФЦ было установлено около 20% самозапретов, а снимал самозапрет таким образом каждый третий заемщик (57 тысяч из 162 тысяч снятий).
Причина — в простота идентификации: не все клиенты обладают необходимыми навыками, чтобы получить усиленную квалифицированную электронную подпись для снятия самозапрета онлайн. Для получения этой услуги в МФЦ достаточно паспорта и номера ИНН.
После появления услуги самозапрета на кредиты эту тему начали использовать мошенники, которые с помощью социальной инженерии убеждают людей снять ограничение – пишет газета.
«Цель злоумышленников — люди, уже оформившие ограничения на выдачу кредитов, то есть те, кто боится мошенников и старается себя защитить всеми возможными способами. Поэтому схемы злоумышленников работают: жертва считает, что помогает себе и защищает свои интересы, снимая запрет или передавая код», — рассказал Никита Новиков, специалист по кибербезопасности Angara Security.
Среди распространенных уловок — звонки от имени налоговой службы или банков, когда аферисты заявляют об ошибке в кредитной истории, необходимости оформить льготу и получить выплату.
Также мошенники копируют интерфейсы Госуслуг и ФНС, подделывают домены и вставляют QR-коды для перехода на фишинговые сайты, где человек самостоятельно вводит данные, якобы подтверждая снятие запрета, а на самом деле давая злоумышленникам доступ к своей личной и банковской информации. В результате аферисты могут оформить кредит или заём на имя жертвы или использовать его данные для дальнейших схем обмана.
По словам экспертов, проблема в том, что большинство людей не знают всех нюансов механизма защиты и порядка отмены ограничений. Например, о том. что снятия запрета онлайн нужна усиленная квалифицированная электронная подпись или личный визит в МФЦ.
Необходимо помнить, что ни налоговая, ни банки, ни «Госуслуги» никогда не просят пользователей снимать самозапрет. Cнятие запрета всегда инициирует только сам клиент. Любые подобные звонки нужно сразу прекращать, а получив электронное письмо или сообщение — не переходить по ссылкам. |