26.11.25 15:00:00

Коты — самые любимые россиянами животные в литературных произведениях. К такому выводу пришли аналитики книжного сервиса Литрес, банка ВТБ и рекомендательного сервиса LiveLib. Результатами исследования поделилась пресс-служба банка.
- Самым популярным персонажем сказок стал Чеширский Кот из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, он набрал 38% голосов.
- Второе место в «сказочной» номинации занял Кот учёный из «Руслана и Людмилы» Пушкина — 24%.
- На третьем месте —Кот в сапогах из сказок Шарля Перро — 23%.
В Топ-3 любимых животных из русской литературы вновь вошли персонажи из семейства кошачьих.
- Лидирует в номинации кот Матроскин, герой повести Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» — 47%.
- На втором месте – кот Бегемот из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова — 43%.
- Замыкает тройку котёнок по имени Гав из одноимённой книги Григория Остера — 37%.
Рейтинг любимых животных из зарубежной литературы возглавили:
- мудрая пантера Багира из «Книги джунглей» Киплинга — 44%;
- почтовая сова Гарри Поттера по имени Букля из романов Джоан Роулинг — 30%;
- храбрый мангуст Рикки-Тикки-Тави, тоже герой «Книги джунглей» — 27%.
«Сказки – одна из первых форм знакомства детей с литературой, — размышляет Дмитрий Брейтенбихер, член правления банка, герой имиджевой ТВ-кампании «ВТБ – это классика». — Вспоминая филолога Проппа, подчеркивающего ключевую роль сказки в воспитании детей, я считаю, что сказочные образы помогают сформировать базовое понимание социальных норм и заложить фундамент культурного кода поколения. Чтение сказок позволяет анализировать жизненные ситуации и поступки героя, понимать его внутреннее состояние, распознавать конфликты и смыслы. Именно сила интеллектуального осмысления отличает литературу от других форм творчества. В своих корпоративных социальных проектах мы нередко используем творческое переосмысление, помогая адаптировать восприятие классики и сохранять культурное наследие России».
«Судя по результатам исследования, любимые животные россиян – коты из сказок и классических произведений. В топе нет ни одной собаки – ни пса Шарика, ни Белого Бима Чёрного уха, ни Муму или Каштанки, – комментирует Екатерина Писарева, шеф-редактор группы компаний «Литрес».— Образ кота в мировой культуре многогранен и разнообразен – он и добрый советчик, наделённый вкрадчивой силой и мудростью, и служитель зла. Может балансировать между реальной и загробной жизнью, быть положительным персонажем или нечистью. В то время как у собак иная роль – быть верным другом и надёжным соратником. Они не отличаются хитростью и изощрённым умом, и больше зависят от людей, чем кошки».
Исследование проводилось в ноябре 2025 года в рамках совместного проекта поддержки VIII сезона литературной премии «Электронная буква – 2025», где банк выступает генеральным спонсором. |