27.11.25 15:03:00

Средняя сумма денег, которую пытаются украсть мошенники, в 2025 году снизилась в 4 раза по сравнению с 2024 годом. Об этом в преддверии 16-го Инвестиционного форума «РОССИЯ ЗОВЕТ!» сообщил заместитель руководителя департамента по обеспечению безопасности – вице-президент банка Дмитрий Саранцев. Его слова привела пресс-служба кредитной организации.
По словам спикера, банк усилил контроль за подозрительными операциями, что помогло его клиентам сохранить на 16% больше средств от атак злоумышленников, чем за аналогичный период прошлого года.
Основные методы преступников остаются прежними — социальная инженерия и кибератаки, однако они постоянно эволюционируют: от звонков операторов сотовой связи об изменении тарифов до схем с выводом денег через криптовалюту и подделки аккаунтов пользователей в мессенджерах.
Ключевым трендом у мошенников в этом году стали дипфейки — используя записи из социальных сетей и применяя технологии искусственного интеллекта, аферисты создают аудио- и видеосообщения с голосами родственников жертвы или сотрудников банков.
Также злоумышленники применяли схемы с обналичиванием, убеждая людей снимать деньги через банкоматы и передавать курьерам, что позволяло им полностью уходить от цифрового следа.
Кроме того, преступники распространяли вредоносное приложение NFC Gate, которое перехватывает сигнал бесконтактного чипа и передает его на другое устройство. С его помощью мошенники заставляли жертв вносить наличные на карты дропов в банкоматах под видом «безопасного счета».
«Наши совместные усилия с участниками рынка и регуляторами значительно усложняют жизнь злоумышленникам, но они быстро адаптируются, — отметил Дмитрий Саранцев. — Чтобы побеждать в этой борьбе, недостаточно просто блокировать атаки. Нужны превентивные меры: развитие передовых технологий, тесное межотраслевое сотрудничество и мощная законодательная поддержка. Именно для этого мы принимаем активное участие в создании Государственной информационной системы «Антифрод», которая обеспечит оперативный обмен данными и создаст новый уровень безопасности для всех участников финансового рынка».
Банк реализует комплексную программу защиты клиентов, которая позволяет выявить нетипичное поведение клиентов и предупреждать их о рисках через все доступные каналы связи. Так, при установке приложений для удаленного доступа к смартфону или звонках с подозрительных номеров, банк предупреждает клиента о мошеннической атаке. В ряде случаев для подтверждения онлайн-операции банк попросит приложить банковскую карту к смартфону — если клиенту доступна технология NFC на смартфоне, или сделать селфи, чтобы подтвердить транзакцию биометрией.
Использование биометрии в банковском приложении сводит риск успешных мошеннических атак практически к нулю – подчеркнул эксперт.
Особое внимание банк уделяет борьбе с дропами — это номинальные владельцы счетов и карт, которые помогают преступникам выводить и обналичивать украденные средства. За 2,5 года специалисты кредитной организации выявили почти 300 тысяч дропов и заблокировали свыше 4 млрд рублей похищенных денег. Для ареста и возврата этих средств банк взаимодействует с правоохранительными органами.
Для дополнительной безопасности клиенты могут самостоятельно устанавливать лимиты на операции, включая самоограничения: на потребительские онлайн-кредиты, досрочный вывод средств с депозитов или операции без карты в банкомате – напомнил Саранцев. Также в банк можно через личный кабинет сообщить о мошенническом характере совершенной операции, пожаловаться на номер злоумышленников и установить определитель номеров. |