24.02.11
Хотя соотечественники за границей водят машины не в пример аккуратнее, чем на родине, но ДТП с ними все же случаются. По довольно странной статистике россияне виноваты в четырех авариях из пяти, и скорее это связано не с национальной манерой езды. Обычно российские водители признают свою вину даже в спорных случаях и подписывают все бумаги на иностранном языке, не вникая, что в них написано. Это в корне неправильно, считают страховщики. По статистике РСА ДТП с участием наших водителей растёт, и чаще всего виновниками признаются наши водители. Так, по полисам, проданным в 2010 году, за рубежом произошло 2492 случая ДТП, причем только 549 – по вине иностранцев. По 2009 году была похожая статистика: 2760 аварий и только в 360 случаев иностранцев признали виновными. Убытки несут не только страховщики, но и сами водители, вынужденные ремонтировать машину за свой счет, а не за деньги истинного виновника ДТП. По мнению директора Северо-Западной дирекции РОСНО Евгения Дубенского, данная статистика означает не плохую езду отечественных водителей, а безразличие и пассивность при разборе ДТП, а также не вникание в данную проблему ряда страховщиков. По его мнению, объективности мешают языковой барьер и некоторая пристрастность, то есть желание иностранцев защитить «своего». С такой беспомощностью можно и нужно бороться. Ведь в российском автостраховании – ОСАГО и каско отечественные автовладельцы успешно отстаивают свои права. Евгений Дубенский полагает, что иностранные водители виновны не в 20% случаев, а, как минимум, в 40%. Ранее проблема ДТП так остро не стояла, так как российские страховщики были лишь агентами зарубежных компаний, выступая как брокеры. Но после 1 января 2009 года России вошла в международную систему «Зеленая карта» и все риски и ответственность легли на отечественных участников страхового рынка. Отрасль, в целом, оказалась готова к новому виду страхования, особенно в части реализации полисов, так как страховщики работали как посредники с 90-х гг. В то время полисы продавались хаотично, чуть ли не на шлагбауме у границы. На сегодняшний день прогресс очевиден - появились стационарные точки продаж, развились партнерские связи с АЗС, посредниками, приграничной розничной торговлей и др. По итогам 2010 года ёмкость рынка «Зеленой карты» в России составила 2 млрд. руб. Перевозчики подтверждают значимость данного вида страхования. Так Константин Шаршаков, заместитель начальника Северо-Западного представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) говорит, что в 2010 г. российские перевозчики совершили 230 тысяч рейсов в год. Из них доля по Северо-Западу - 61%. Поэтому, как подчеркнул эксперт РОСНО, «Зеленая карта» для юрлиц в СЗФО – особо востребованный продукт. По мнению г-на Шаршакова, одна из причин аварийности на дорогах иностранных государств связана с непроработанной таможенной процедурой. В среднем 65% от всего времени перевозки уходит на простой в очередях в ожидании растаможки груза. Бывают даже недельные простои. Именно усталость водителя отрицательно сказывается на безопасности движения. Когда концентрация внимания снижается - риск попасть в ДТП выше. По мнению Олега Павлова, заместителя директора ООО «Лазан» (международные перевозки), ни одно из 10-15 ДТП, произошедших на территории иностранного государства с участием его водителей, не было оценено в пользу россиян. «Надо понимать, что при ДТП перевозчику обычно некогда разбираться в деталях, так как у него первоочередная цель доставить товар до места. Естественно, ему проще подписать бумаги и поехать дальше», - заключает эксперт. Алексей Ханович, директор ООО «Вульф» (международные и российские грузоперевозки) отметил, что на примерах ДТП во Франции и Бельгии, российская сторона была виновна только в самом очевидном случае. Бывают и совсем анекдотические случаи, когда на автобане в водителя сзади въезжает машина. Через месяц потерпевшему приходит бумага, в которой он назван виновником, так как якобы ехал задом. Услуги европейского адвоката стоят от 2000 евро, и если повреждения небольшие, то нанимать его бессмысленно. Кроме того, в ряде стран при авариях без пострадавших полицейский не приезжает. В то же время получение компенсации с иностранных страховщиков вполне реально. Геннадий Светлов, заместитель гендиректор туроператора по Скандинавии ООО "Группа ТТК Галактика" говорит, что в 2010 году 6 клиентов его компании были признаны невиновными в ДТП. «В нашей компании есть говорящий по-фински сотрудник и он помогает при ДТП, по телефону общается с полицией», - говорит Геннадий Светлов. В протоколе о ДТП указывается иностранный страховщик и примерно через месяц деньги финских страховщиков перечисляются на ремонт. Но для простого водителя, не имеющего посредников, эта процедура может быть намного сложнее в силу его незнания многих нюансов. Именно поэтому важно иметь полис надежной и опытной российской страховой компании. Тем не менее, практика показывает, что не все отечественные страховщики заинтересованы в повышении качества своих услуг. «Когда мы выбирали компанию, то одним из критериев была помощь при ДТП, - рассказывает Геннадий Светлов. – Обзвонили 10 компаний, и только 2-3 обещали клиентам помочь». Нельзя не коснуться и проблем на рынке «Зеленой карты». В первую очередь, это продажа иностранных полисов ОСАГО вместе российской «Зеленой карты». В Калининграде распространяются литовские и польские страховки, а в Белгороде и Брянске - украинский продукт. Они дешевле отечественных «Зеленых карт», но обладают более ограниченным покрытием. Также важно не купить фальшивую «Зеленую карту» – оригинал печатается на Госзнаке и у него есть степени защиты. С подозрительными продавцами тоже не стоит иметь дело, поэтому предпочтительнее приобретение полиса в стационарных пунктах продаж. Для проверки полиса всегда можно позвонить страховщику, указанному в полисе и продиктовать ему номер договора. «Солидная страховая компания при продаже «Зеленой карты» должна выдать вам памятку, где будут указаны контакты компании для экстренной консультации и телефоны колл-центра Российского Союза Автостраховщиков, - рассказывает Евгений Дубенский. -. В случае ДТП по этим телефонам водителю объяснят, что надо делать в первую очередь. Клиенты РОСНО пользуется этими услугами». Кстати, ДТП за рубежом по «Зеленой карте» могут привести к многомиллионным убыткам. Так однажды из-за аварии был перекрыл проезд в тоннеле под Ла-Маншем, в результате чего там скопилась огромная пробка. Ряд водителей подали в суд на страховую компанию, утверждая, что они опоздали на важные встречи и потеряли из-за этого доход. Эти иски удовлетворялись. Кроме этого, за границей дорого обходится нанесение вреда здоровью, особенно если пострадал обеспеченный человек, имеющий солидный заработок. Согласно европейскому законодательству, выплаты по страхованию жизни и здоровья не ограничены в размере. Выплачивается сумма, реально необходимая для возмещения вреда. Именно поэтому важно купить действительную «Зеленую карту» - тогда российская страховая компания покроет весь убыток и избавит перевозчика или физическое лицо от массы разбирательств и проблем. ТТ справка: В России полис «Зеленая карта» продают десять компаний (у компаний «Русский Мир» и «Айни» ограничены или отозваны лицензии). Входной билет на этот рынок достаточно дорогой: около 3 млн евро. Гарантийный фонд составляет 500 тыс евро. Деньгами из этого фонда оплачиваются страховые возмещения и обязательства страховой компании, которая покидает рынок. Николай Львов |