15.07.11 17:42:00

Аналитический прогноз развития рынка моментальных платежей России с акцентом на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. История развития рынка моментальных платежей в России берёт начало в 2000 году, когда появилась потребность в оптимизации оплаты услуг мобильной связи. Именно тогда на смену скретч картам пришли платежные терминалы или, как их еще называют, автоматы самообслуживания. Платежные терминалы - это российский продукт, не имеющий аналогов за рубежом. Сейчас именно отечественные компании начали продвигать платежные терминалы вначале в страны СНГ, а впоследствии и на территории стран дальнего зарубежья. К слову, платежный сервис QIWI уже работает на территории 17 стран, ежегодно подключая несколько новых. Вернемся к истории. Первые терминалы, созданные на базе банкоматов cash-in, были установлены платежной системой «Элекснет». В 2004 году в игру вступает будущий лидер отрасли – компания «Объединённая система моментальных платежей» (ЗАО «ОСМП») (впоследствии - платежный сервис QIWI), рыночная доля которой по итогам 2010 года превышает 40%. В России сейчас установлено более 110 тысяч QIWI Терминалов, которыми ежемесячно пользуется 80 млн. человек. Помимо компаний «Элекстнет» и ОСМП, терминалы взяли на вооружение Группа e-port и компания «Киберплат». Общий оборот рынка моментальных платежей в 2010 году составил 772,2 млрд. рублей, что на 19% превысило показатель 2009 года (649 млрд. рублей). При этом количество транзакций в 2010 году осталось на уровне 2009 года и составило 5,9 млрд. рублей, в то время как сумма среднего платежа в 2010 году выросла на 20% по сравнению с 2009 годом и составила 132 рубля. По данным эксперта рынка, Национальной Ассоциации Участников Электронной Торговли (НАУЭТ), это произошло в связи с увеличением доли платежей с большим чеком, таких как оплата ЖКУ, авиа- и железнодорожных билетов, погашения кредитов и т.п. Оборот платежного сервиса QIWI в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по итогам 2010 года составил более 9,68 млрд. рублей, а в первом квартале 2011 года – 2,5 млрд. рублей. Число пунктов приема платежей составляет на данный момент 4 205, из них 4 014 – QIWI Терминалы. В первом квартале 2011 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с помощью платежного сервиса QIWI было совершено 13,68 млн. платежей. Через платежный сервис QIWI можно оплатить услуги 642 местных провайдеров. Средний платеж равен 185 рублям. Благодаря постоянному росту уровня проникновения Интернета в России и появлению в Сети большого числа, в том числе и государственных, on-line сервисов, пользователи все стали чаще оплачивать товары и услуги через Интернет с использованием электронных денег. Таким образом, становятся более востребованными такие платежные системы как QIWI Кошелек и Webmoney, ориентированные на платежи в Сети. В связи с этим можно прогнозировать постепенное снижение темпов роста количества терминалов. Для справки: Информация о QIWI: В состав холдинга входят платежный сервис QIWI, QIWI Кошелек, QIWI Банк, QIWI Реклама, PAY Kiosk и ЛотоИнтегратор. Холдинг QIWI развивает рынок моментальных платежей в 17 странах мира на территории Евразии, Африки и Латинской Америки. В 2010 году чистая прибыль холдинга QIWI достигла 743 млн. рублей, превысив аналогичный показатель 2009 года на 59,1%. Показатель EBITDA в 2010 году составил 1 196 млн. рублей, что на 52,4% превышает результат 2009 года. Выручка Холдинга за 2010 год равна 6,86 млрд. рублей, рост по отношению к 2009 году – 11,9%. Оборот Группы QIWI вырос на 9,6% и составил 366 млрд. рублей. Холдинг был образован в июле 2007 года. Учредителями выступают фонд Mail.ru Group, корпорация Mitsui & Co., Ltd. и менеджмент холдинга QIWI. |