08.11.06 00:00:00

Страховщики Санкт-Петербурга приветствовали новые правила оформления полисов ОСАГО, которые приняты сегодня, 8 ноября Госдумой РФ в 3-м окончательном чтении. Однако, специалисты отмечают дополнительные сложности с применением этих новшеств.
В частности, представитель компании "Прогресс-Нева" (группа "Ренессанс") Антон Рюмин отметил важность введения коэффициентов, которые теперь сохраняться для автовладельца и в случае смены автомобиля. "Но, к сожалению, не урегулирована система подтверждения страховых историй: то есть новая поправка не полностью реализуема", констатировал А.Рюмин. По его словам, в целом 2006г. для страховщиков прошел спокойно, "без ажиотажных всплесков спроса на ОСАГО". Средняя страховая премия по ОСАГО в 2006г. почти не изменилась и составляет для этой компании 2 тыс. 892 руб. В целом за истекший период 2006г. "Прогресс-Нева" по Санкт-Петербургу и Ленобласти собрала премий по ОСАГО на сумму около 800 млн. руб. Объем выплат в 2006г. составил 59-60% от объема премий (в 2005г. - 48%), что объясняется "платежами, оставшимися с 2004-2005гг.".
В свою очередь представитель "АСК-Петербург" Юрий Берхман, комментируя принятие поправок Госдумой РФ, отметил: "Компаниям нужны не только страховые истории собственника автомобиля, но и истории всех лиц, допущенных к его управлению. А это очень сложно, и существенно корректирует практику применения повышающих или понижающих коэффициентов. Например, сам владелец может не иметь страховых случаев, но таковые могут оказаться у родственников или друзей, допущенных к управлению автомобилем. Вероятны и обратные ситуации, когда вашу безаварийную репутацию "подпортит" присутствие в каком-либо перечне на другие автомобили. Выход только в одном, в создании единой информационной базы. Но ее нет даже в ГИБДД. Есть и другой вариант. Каждый автомобилист имеет собственный персональный полис. Одним словом, необходимы новые законодательные инициативы". Ю.Берхман также пояснил журналистам вводимую систему "бонус-малус". По данным статистики в Санкт-Петербурге и Ленобласти в ДТП попадает 6-7% водителей (в некоторых регионах России этот показатель составляет до 9%). Соответственно, только 5 человек из 100 представляют потенциальную угрозу, а значит, и должны платить больше, считает Ю.Берхман. По его словам, компания АСК-Петербург в 2006г. имеет средний показатель страховой премии по ОСАГО около 3 тыс. руб. Собрано в 2006г. около 100 млн. руб. премий по ОСАГО, объем выплат составил около 50%. Представитель компании также отметил "некоторую некорректность" оценок выплат по ОСАГО за календарный год, так как "хвосты по отдельным платежам могут тянутся годами". В среднем этот показатель составляет 45-50%. При этом Ю.Берхман отметил явную тенденцию роста среднего объема страховой выплаты. Если в 2005г. этот показатель составлял 21-24 тыс. руб., то в 2006г. достиг 30 тыс. руб. и приближается к 35 тыс. руб. По его мнению, это объясняется растущим интересом клиентов к новым иномаркам.
Коллег в целом поддержала представитель компании "РОСНО" Наталья Белякина, которая считает, что "принятые Госдумой поправки в ОСАГО - это шаг вперед, но необходимые следующие шаги". Комментируя предварительные итоги по ОСАГО компании, она привела ряд показателей. Так, суммарный сбор страховых премий этой компании в Санкт-Петербурге в 2006г. составил 14 млн. руб., в целом по России - до 2 млрд. руб. Средняя стоимость полиса ОСАГО этой компании составляет более 3 тыс. руб., а объем выплат оценивается в 32% от суммы сборов.
Отметим, что в ходе заседания представители компаний подтвердили интерес к ОСАГО. По словам А.Рюмина, "сейчас можно приобрести полисы ОСАГО не менее 40 компаний", что подтверждает интерес к этому виду бизнеса. Более откровенен был Ю.Берхман: "Этот бизнес действительно интересен. Но есть регионы - на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, где убыточность ОСАГО превышает 100%, что объясняется неправильными коэффициентами. Поэтому не исключаю, что в 2007г. ряд компаний уйдет с рынка ОСАГО. К рынку Санкт-Петербурга это не относится. При этом компания намерена сохранить клиентскую базу ОС АГО и для работы по другим продуктам". Перспективу использования базы ОСАГО для работы по другим страховым направлениям поддержала и представитель компании "РОСНО" Н.Белякина. Она также поделилась с коллегами первыми шагами компании к так называемой услуге "прямого урегулирования". По ее словам, в 2007г. на рынке ОСАГО конкуренция пойдет не за счет скидок с тарифа, а с помощью дополнительных услуг и сервиса. "В частности, мы сейчас помогаем нашим клиентами получить возмещение от страховой компании нарушителя, проводим дополнительные консультации. Проще говоря, выстраиваем элементы будущего механизма прямого урегулирования". В ходе обсуждения также затрагивались проблемы очередей и завышенных в сравнении даже с Москвой "нормочасов" в салон и автосервисах Санкт-Петербурга (1,4 тыс. руб. против 0,9 тыс. руб. - АБН). Комментарий представителя СК "Русский мир" Андрея Знаменского: "Сведения об истории страхователя каждого водителя теперь понадобятся не только при переходе из одной страховой компании в другую, но и при продлении договора в той же СК, при внесении изменений в договор, добавлении нового водителя в полис. Все это значительно усложнит эти процедуры, и, соответственно, увеличит сроки оформления документов. Например, если сегодня вписать нового водителя в полис может практически каждый агент, то после изменений в Закон, это можно будет сделать только после получения запроса из базы данных - скорее всего сроки внесения изменений в полисы ОСАГО увеличатся до 2 дней. Правительству предстоит за максимально короткий срок решить целый комплекс проблем, который пока не смогли решить ни в одной стране мира. Учитывая, с каким трудом в России реализуются даже уже проверенные временем технологии, можно с уверенностью сказать, что учет аварийности в отношении каждого водителя не оправдает ожидания ни водителей, ни страховщиков, ни депутатов! Система бонус-малус в автостраховании - это самый точный механизм определения размера страховой премии, мировая экономическая наука не знает более точного и более сложного инструмента. Любое изменение этой системы должно проводится с учетом накопленной статистики и после анализа всех возможных последствий. Наши законотворцы повели себя как слоны в посудной лавке - этот законопроект может стать одним из самых ярких примеров российского принципа: "Хотели как лучше, а получилось, как всегда...".
|