26.09.25

Борьба с инфляцией тормозит экономику и ухудшает положение бизнеса. Снижение ключевой ставки пока не помогает — оно слишком медленное. Выручают предпринимателей программы господдержки и их собственная изобретательность.
На круглом столе «Малый и средний бизнес, промышленность — проблематика, развитие и финансирование 2025», организованном порталом «ТТ Финанс» совместно с сетевым изданием «Фонтанка.ру», чиновники, финансисты и представители бизнеса поделились данными о текущем состоянии экономики и соображениями о её будущем.
Слабый рост
Александр Ситов, председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт‑Петербурга, рассказал, что по итогам 8 месяцев 2025 года в городе ведут свою деятельность порядка 378 тысяч организаций малого и среднего предпринимательства (МСП), из которых больше половины — индивидуальные предприниматели.
«Подавляющее большинство предприятий относится к категории микропредприятий – 358 018, — уточнил он. — Отмечается также рост числа средних предприятий с 1603 субъекта в первой половине 2024 года до 1725 на данный момент. Среднесписочная численность работников также выросла с 1 039 до 1048 тысяч человек в первой половине 2025 года, при этом наибольшее количество занятых приходится на микропредприятия. Таким образом, наблюдается положительная динамика развития сектора МСП. Петербург входит в топ 3 регионов по численности субъектов МСП в Российской Федерации уступая лишь Москве и Московской области. Однако по темпу роста численности занятых в МСП Петербург — лидер».
Валерий Калугин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, привёл данные из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. По состоянию на 10 сентября 2025 года количество юридических лиц в городе сократилось по сравнению с 10 января — с 166 099 до 161 017 (на 3%). При этом число индивидуальных предпринимателей выросло на 2,25% — с 212 159 до 216 943. Общее количество субъектов МСП снизилось незначительно: с 378 258 до 377 960.
«В стране, в соответствии с прогнозами правительства и усилиями Центрального банка, наблюдается некоторое замедление инфляции, — отметил бизнес-омбудсмен. — По сути, это те процессы, которые в определённой степени были нам необходимы. Главное — чтобы их влияние не стало чрезмерным».
Говоря о промышленности — ключевом сегменте бизнеса, обеспечившем 54% налоговых поступлений в бюджет в первом полугодии текущего года, Валерий Калугин констатировал снижение индекса промышленного производства в 2025 году до 105–108 пунктов против 110 в прошлом году.
Дмитрий Панов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель петербургского регионального отделения «Деловой России», сделал акцент на одной из значимых проблематик бизнеса в настоящий момент — кризисе неплатежей, особенно в сфере государственных и коммерческих закупок, где заказчики по итогам исполнения контрактов не спешат рассчитываться со своими подрядчиками и поставщиками. «Нередко бывают случаи, когда вместо того, чтобы расплатиться по выполненным контрактам, заказчики решают выплатить авансы другим компаниям или разместить причитающиеся исполнителям средства на банковских депозитах, — пояснил он. — Конечно, участники системы госзакупок — представители среднего, малого и микробизнеса — чувствуют себя очень неуверенно в такой ситуации. Если такой предпринимательский фундамент будет ослаблен, то вся уверенная конструкция субъектов экономической деятельности может дрогнуть. Именно поэтому сейчас исключительно важно выработать дополнительные механизмы контроля и ответственности заказчиков за непроизведенную или несвоевременно произведенную оплату в рамках заключенных и действующих контрактов. Одним из таких мер стала созданная ФАС России и Корпорацией МСП платформа для реагирования на обращения представителей малого и среднего бизнеса о неплатежах, обеспечивая оперативное решение проблем с задолженностью. В дополнение к этому, в рамках проведенной встречи с руководством Центробанка РФ мы предложили создать реестр неблагонадежных заказчиков по аналогии с действующим реестром недобросовестных поставщиков. Это позволит компаниям-исполнителям заблаговременно оценить возможные риски неисполнения обязательств со стороны заказчиков».
Оптимизм сохраняется
По словам Игоря Петрова, заместителя директора департамента по работе с клиентами среднего и малого бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ, опросы по-прежнему показывают оптимистичный настрой предпринимателей, хотя и более осторожный.
Банкир напомнил, что ПСБ совместно с Опорой России уже много лет проводит исследования деловой активности малого и среднего бизнеса, подсчитывая индекс RSBI. «В ежемесячном опросе участвуют более 1800 компаний, в результате мы получаем предпринимательское отношение к собственной деловой активности. Основные компоненты индекса — Продажи, Кадры, Кредиты и Инвестиции, — сообщил он. — По итогам второго квартала мы видим, что в целом индекс деловой активности МСБ по России находится на уровне выше 50 пунктов, что является зоной роста». Игорь Петров также добавил, что в Санкт-Петербурге индекс чуть выше среднероссийского показателя и это обусловлено тем, что Петербург — крупный промышленный центр, и здесь поддержка предпринимательства немного шире.
Компонента Продажи, учитывающая прогнозы предпринимателей по объёмам и динамике сбыта продукции, немного ниже 50 пунктов как в целом по стране, так и по Санкт-Петербургу. «Но с середины лета ситуация со сбытом исправляется, оптимизм, по оценке предпринимателей, растёт, — рассуждает Игорь Петров. — Что касается Кадров, проблематика в найме присутствует, но и эта компонента растёт и уже поднялась выше 50 пунктов».
Он также отметил, что положительная динамика прослеживается у компоненты Кредиты: «Во втором квартале индекс кредитования МСП Петербурга вырос относительно показателей в первом квартале и составил 55,3 пункта».
Инструменты для умелых рук
Андрей Фокин, исполнительный директор по корпоративному бизнесу Северо-Западного регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг», отметил признаки экономического оживления. «Инвестиционные проекты, ранее замороженные в прошлом и начале этого года, сейчас вновь обсуждаются, — сообщил он. — Некоторые из них уже запускаются повторно».
По мнению представителя СберЛизинга, улучшению ситуации способствует снижение ключевой ставки. «Если в начале года рынок ориентировался преимущественно на плавающие ставки, особенно в крупных проектах, то сейчас появляется готовность рынка рассматривать фиксированные ставки на коротких сроках. Это говорит о том, что в текущих фиксированных ставках уже заложено ожидание дальнейшего снижения ключевой ставки и бизнес снова готов инвестировать в новые проекты», — подчеркнул представитель СберЛизинга.
Андрей Фокин также отметил преимущества лизинга для предпринимателей, позволяющие снижать издержки вне зависимости от уровня ключевой ставки. Еще одна важная особенность лизинга — это упрощённая процедура рассмотрения заявки: на примере оборудования — это особенно хорошо видно. В отличие от инвестиционного кредита в банке, где анализируется бизнес-модель и будущие денежные потоки, лизинг не предусматривает пакет финансовых документов, а решение принимается за 2-3 дня всего по 5 простым документам. При рассмотрении потребности клиента обязательно проверяется возможность применять программы субсидирования, позволяющие существенно экономить при покупке оборудования».
В числе конкретных выгод для клиента Андрей Фокин привёл прямые скидки от производителей. «СберЛизинг сотрудничает с рядом поставщиков, например, производителей металлообрабатывающего и пищевого оборудования, которые предоставляют скидки до 10% от стоимости. Это прямая выгода, не связанная с государственными программами — эксклюзивно для наших клиентов», — отметил он.
Сергей Тютин, заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка, добавил, что среди самых популярных программ и тенденций в сфере лизинга выделяют государственные инициативы Минпромторга и ДОМ.РФ, которые стали уже своего рода классическими инструментами поддержки предпринимательства.
«Однако, даже в рамках этих программ появились изменения: у предпринимателей есть возможность получать субсидии на покупку электромобилей – до 35% от стоимости авто», — говорит он. Отдельно эксперт отметил тренд роста спроса на лизинг отечественного коммерческого оборудования: вендинга, холодильников, кофейных аппаратов и другого инвентаря для малого и среднего бизнеса.
Он так же обратил внимание на множество рисков с которыми сталкивается современный предприниматель — от кибератак до перерывов в производстве. В связи с чем в 2025 году страхование стало не просто инструментом финансовой защиты, а стратегическим элементом бизнес-планирования. «Молодые предприниматели в России особенно активно используют страхование: каждый седьмой оформленный полис для малого бизнеса приходится на бизнесмена младше 35 лет. Наибольший интерес к страхованию наблюдается в сферах розничной торговли, сельского хозяйства, общественного питания, логистики, оптовых поставок и строительства,» — говорит он.
Заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка особенно подчеркнул актуальность киберстрахования и привел данные киберэкспертов: в 2025 году почти каждая вторая российская компания столкнулась с кибератакой (не менее 53%). Восемь из десяти компаний ощутили серьезные последствия: четверть из них понесла репутационные риски, еще четверть зафиксировала финансовые потери. Почти половина опрошенных компаний (48%) пережили вынужденные простои своего бизнеса. Частота кибератак с начала года увеличилась втрое.
Сергей Тютин так же поделился финансовыми результатами работы: СберСтрахование за первую половину 2025 года выплатило корпоративным клиентам 3,2 млрд рублей, что на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сборы компании по корпоративным видам страхования также выросли на 13% и достигли 10,2 млрд рублей.
Руководитель управления корпоративного страхования филиала ООО «Абсолют Страхование» в Санкт-Петербурге Андрей Согачев перечислил программы страхования рисков предпринимателей. Прежде всего это стандартный набор — защита имущества и юридических рисков предпринимателей, страхование перерыва производственной деятельности, ответственности различных видов, профессиональной и общегражданской, страхование строительно-монтажных работ, грузов, добровольное страхование коллективов, автострахование и т.д.
Из новинок последнего времени появилось страхование от БПЛА, от диверсий, терактов. Кроме того, возник такой сегмент, как страхование самих БПЛА, только гражданских, и ответственности при их использовании. А также киберстрахование и страхование селлеров, то есть продавцов на маркетплейсах.
Рассказывая о том, как себя чувствует страховой рынок в целом по России, Андрей Согачев упомянул, что страховые премии выросли на 14% по итогам первого полугодия 2025 года. «В количественном соотношении количество заключённых полисов увеличилось на 50%, — добавил он. — Ну, и убытки выросли в связи с этим. Но страховые компании пытаются свои издержки уменьшить и сокращают расходы на ведение дела, больше появляется информационных процессов. Поэтому чистая прибыль в среднем на 37% к полугодию прошлого года выросла. Ну и информация. Допустим, у себя в компании мы больше 40% урегулируем дистанционно. То есть человек обращается в онлайн, получает или направление, или эксперты к нему выезжают. Но в сумме, надеюсь, год будет еще более положительным».
Тяжёлый ключ
Слишком медленное снижение ключевой ставки остаётся проблемой для предпринимателей. «Рецессия, конечно, страшнее инфляции, — уверена Лялья Садыкова, собственник сети салонов красоты «Лаки Лайк», общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей в индустрии красоты. — если будет падение спроса, что уже сейчас идёт, если мы это не остановим, то на самом деле поведенческий фактор наших клиентов очень тяжело изменить. Герман Греф (президент — председатель правления Сбербанка — Ред.) озвучил буквально на днях, что он ждёт драйва экономики при ставке 14%. Я думаю, что он заблуждается, потому что той рентабельности, которая у нас была до 20-го года, до 22-го, у бизнеса уже нет».
Впрочем, данная проблема далеко не единственная. «Нужно, конечно же, упрощать доступ к кредитам, давать небольшие лимиты под обороты, — уверена Лялья Садыкова. — И не требовать горы документов от малого бизнеса, как от больших корпораций. Лизинг, конечно, отличный вариант вместо кредитов, но, опять же, нужны какие-то коробочные решения для отраслей. Потому что, допустим, наша отрасль в бьюти-индустрии работает без НДС. Основное УТП лизинговых компаний — это возврат НДС. Соответственно, для нашей отрасли нужно какое-то коробочное решение от лизинговых компаний. Тогда этот продукт полетит. Будет большой спрос именно от бьюти. Пока косметологическое оборудование получается выгоднее взять в кредит, нежели в лизинг».
«Ну, конечно, бизнес давно ждёт снижения ставки и очень рассчитывает на существенное снижение и продолжение этого вектора, — подтвердил коммерческий директор Центра компьютерных технологий «Векус» Дмитрий Великанов. —Это очень важно не только для инвестиционных проектов, но и даже для оборотных кредитов, поскольку все идут вперёд на отгрузки, все госзаказы, весь крупный бизнес так работает.
Касательно нас, мы до сих пор в коррекции, сократили часть направлений, особенно тех, кто требовал инвестиционных затрат серьёзных. Мы сократили часть людей. Наиболее эффективных оставили, изменили некоторые направления. Плюс некоторые новые, в том числе искусственный интеллект, в том числе дополнительные IT-услуги, которых мы не делали раньше. Мы постоянно ищем новые кейсы и запускаем их, смотрим за их успешностью, и самые успешные развиваем, расширяем. Мы готовы к инвестициям. Сейчас изучаем постройку ЦОДа, вычислительного под искусственный интеллект, и как раз будем обсуждать льготные кредиты. Если это возможно, мы сделаем такой проект».
Про эффективные инструменты привлечения льготного финансирования рассказала Александра Питкянен, исполнительный директор некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга».
«В настоящий момент в городе действуют две организации финансовой помощи МСП: НКО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга» и НКО «Фонд микрофинансирования субъектов МСП, микрокредитная компания СанктПетербурга». Оба фонда в ходят в инфраструктуру поддержки «Мой бизнес» и активно участвуют в реализации национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика.
Поручительства Фонда содействия кредитованию — стратегический механизм для компаний, у которых недостаточно собственного залогового обеспечения — рассказала она. — Фонд предоставляет поручительства до 100 млн рублей, обеспечивая до 50% обязательств заёмщика. С начала 2025 года с помощью гарантийной поддержки сфера МСП смогла привлечь МСП Петербурга 10 млрд рублей. При этом свыше 30% всего объема предоставленных поручительств пришлось на производственные предприятия. За весь период работы Фонд обеспечил приток в сферу МСП порядка 170 млрд рублей, предоставив 6,8 тысяч поручительств.
Микрофинансовая поддержка также показывает высокие результаты: в 2025 году уже выдано 460 займов на сумму 2,6 млрд рублей — в три раза больше, чем годом ранее. Всего за время действия программ финансирования выдано 4,7 тыс. займов на сумму свыше 12,8 млрд рублей. Отметим, что в 2025 году появилась новая программа финансирования, ориентированная на поддержку приоритетных отраслей: производство, высокотехнологичный сектор, креативные индустрии, сферу общественного питания. Это займы от 5 до 20 млн рублей на инвестиционные цели, закупку оборудования, текущие затраты на ведение бизнеса. С помощью нового направления поддержки Фонда микрофинансирования уже привлечено более 1 млрд рублей. Причем 64% средств получили предприятия обрабатывающей промышленности, 13% – сфера гостеприимства, 9% – строительные компании, что отражает экономические приоритеты региона».
В качестве примера глава Фонда содействия кредитованию привела компанию «Юкон Трейд», создающую верхнюю одежду под брендами YOOT и MAYTRY. С помощью поручительства Фонда она смогла привлечь средства для масштабирования производства. Это позволило выйти на новые рынки, наладить сотрудничество с крупными универмагами и активно развивать онлайн-продажи.
Креативность спасает
Алексей Балашов, заместитель председателя Комитета по финансовым рынкам Союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата», высоко оценил эффективность и оперативность мер господдержки, которые помогают выживать и развиваться бизнесу. Он привёл пример компании, занятой импортозамещением критически важной медицинской продукции. «Они сейчас открывают собственное производство, — пояснил Балашов. — Получили подтверждение для ФРП и пришли на комитет федеральный защищать свою кредитную заявку. Отослали все документы, думали сейчас нас будут два часа мучить. Им перезванивают — всё, мы вашу заявку одобрили без вашего очного присутствия. То есть, федеральные органы, если действительно проект критически значимый, его поддерживают практически, можно сказать, сразу».
Впрочем, по словам Алексея Балашова, не все предприятия уповают на господдержку. «У нас есть пример, когда клиенту нужно было получить в лизинг станок, чтобы нарастить объём производства, но он сказал, что ему дорого, — рассказал он. — Что он сделал? Он с тем покупателем, которому нужна была его продукция, договорился. У того денег много, у него там избыток ликвидности. Он купил станок за свои, отдал в аренду, и тот на своем производстве, теперь в Питере, использует этот станок, поставляет тому своему клиенту, покупателю в Москву. Такие коллаборации, которые между собой находят бизнес, тоже имеют место быть, и они порой гораздо эффективнее, чем меры поддержки».
Иван ЕВДОКИМОВ |