30.08.10
18 августа в преддверии начала нового учебного года проблема «Заболевания позвоночника у детей как национальная проблема» обсуждалась на круглом столе в Агентстве Бизнес Новостей, организованного совместно с журналом «ТТ Finance. Финансовые услуги Санкт-Петербурга». Если школа, как учебное заведение старается выполнить свою функцию, наполняя головы учеников необходимыми современному человеку знаниями, то скамья, сидя на которой школьник впитывает в себя эти знания, по мнению медиков, увы, наносит вред его здоровью. По данным федерального портала protown.ru нарушение осанки, деформация позвоночника, сколиоз и плоскостопие - наиболее распространенные заболевания опорно-двигательного аппарата среди детей и подростков. С каждым годом таких больных становится все больше. Основными причинами быстрого роста заболеваемости является: отсутствие информации для родителей, педагогов и даже медиков; неэргономичная мебель, которой пользуются школьники, и недостаточная физическая нагрузка. «Если пройти по классам в современной школе и посмотреть, как сидят дети, то результаты этого эксперимента окажутся досадными. Как правило, они сидят, либо развалившись на стуле и скрючившись, либо лежа на парте и опять же скрючившись, – раскритиковал современные учебные места Дмитрий Симкин, врач, доктор остеопатии, автор тренингов по осанке и эргономике (Центр Эргономики и Остеопатии Доктора Симкина), - есть всего два варианта: либо стол ровный и ребенок наклонный, либо стол наклонный и ребенок ровный. Третьего не дано. А та мебель, которой снабжены подавляющее большинство современных детских садов, школ и вузов – это горизонтальные столы, которые заставляют детей, глядя в тетради в процессе письма, быть согнутыми. Также это неудобные стулья, на спинки которых «бедных» детей заставляют опираться. Мое глубокое убеждение в том, что осанка формируется сидя, и оттого как ребенок сидит, зависит то, как он ходит, и какая у него осанка». А уроки физкультуры, которые школьники все чаще игнорируют, не способны помочь детям. «Те нагрузки, которые дают учителя физкультуры чаще всего приводят к остеопорозу, то есть заболеванию, связанному с повреждением костной ткани, ведущему к переломам и деформации костей», - категорично заявил Андрей Краснов, заслуженный врач РФ, заведующий отделением патологии тазобедренного сустава, кандидат медицинских наук, ортопед-травматолог высшей категории научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г.И. Турнера. Дмитрий Симкин пояснил, что неприятных последствий неправильной осанки достаточно много: «Самыми известными из них являются заболевания позвоночника. Когда привычная осанка становится уже формой тела, у ребенка формируется стойкое искривление позвоночника. Также «безобидная» сутулость может привести к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и негативно повлиять на психоэмоциональное состояние ребенка». К сожалению, заниматься осанкой начинают только тогда, когда она уже неправильно сформирована. В России есть своя методика лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, в основе которой лежат физические нагрузки. «Мы лечим движением! - рассказал Алексей Шаклеин, врач кинезитерапевт-невролог оздоровительного центра доктора Бубновского в Санкт-Петербурге. - Разработана целая методика, которую можно разделить на два направления: первое - работа с отягощениями различного типа, то есть блочными устройствами, гантелями, работа со свободными весами и, второе, - работа без отягощения, которая вроде бы похожа на ЛФК, но она намного интенсивнее и более мощно воздействует на опорно-двигательный аппарат». Результаты данной методики Алексей Шаклеин продемонстрировал на примере московского эксперимента. «В нескольких столичных школах Бубновским был проведен эксперимент, который назывался «Физкультура без освобождения». Все знают, что у нас много освобождений по физкультуре. Цель – проверить методику Бубновского на учащихся начальных, средних и старших классов. Эксперимент проводился в течение года. Анализ данных показал, что учащиеся группы, в которой применялись в качестве основных средств урока физической культуры силовые тренажеры и стрейтч-аэробная гимнастика за один учебный год улучшили показатели, влияющие на правильное развитие миофасциальных тканей тела от двадцати пяти процентов до сорока пяти. Результаты сравнивались с общепринятой программой физического воспитания, которая включает спортивные игры, легкую атлетику, лыжи». Алексей Шаклеин выразил надежду, что в дальнейшем этот эксперимент будет внедрен и в школы Санкт-Петербурга. Но для полного выздоровления детям необходимо и санаторно-курортное лечение. Однако получить полноценное курортное лечение ребенку сейчас почти негде. Главный врач курорта "Старая Русса" Виктор Петухов констатировал: за последние двадцать лет детские санатории оказались забытыми государством и большинством из них были закрыты. Петербургу по словам Виктора Петухова повезло больше остальных регионов, так как здесь работают два оздоровительных центра - "Огонек" в Стрельне и там же школа-интернат N 49. На курорт "Старая Русса" ежегодно приезжает 400 детей, хотя санаторий может принять гораздо больше. Но санаторное лечение не каждой семье по карману - сутки стоят 2,5 тыс. руб., а полный курс составляет как минимум 3 недели, - поясняет В.Петухов. Но вместо того, чтобы исправлять осанку ребенка, лечить его, не лучше ли создать для него такие условия, чтобы он мог расти здоровым. Детям свойственно постоянно двигаться, а не находиться длительное время в сидячем положении, которое он вынужден поддерживать на уроке. К примеру, врачи утверждают, что раскачиваться на стуле во время занятия ребенку необходимо для здоровья, а вот преподаватели такое поведение воспринимают негативно. Порой отсутствие знаний у самих учителей вредит здоровью школьников. Как рассказал генеральный директор ООО «Богарт» (компания выполняет проекты по оснащению общественных зданий, в том числе и учебных заведений современной мебелью) Сергей Семенов, в Германии был проведен эксперимент, целью которого являлось проследить, как повлияет активное проведение занятий в школе на здоровье учеников младших классов и на их успеваемость. «Были взяты две обычные школы в одном районе, наблюдения проводились над учениками начальной школы, начиная с первого класса. В одной из школ полностью изменили систему обучения: преподаватели прошли переподготовку для обучения школьников по системе, не препятствующей потребности детей в физических движениях и активности, а наоборот использующую эту потребность в учебном процессе. Классы были переоборудованы специальной мебелью, которая отвечала требованиям этой методики, в том числе стульями, поддерживающими движение в трех измерениях, столами с бесступенчатой регулировкой высоты и угла наклона поверхности, местами для выполнения заданий стоя и лежа. Во второй же школе изменений не произошло. Все те же стандартные методы обучения и стандартная мебель, не позволяющая детям двигаться. То, что происходило в этих двух группах, постоянно подвергалось наблюдению. Было выявлено, что манера поведения детей первой группы в процессе учебного дня кардинальным образом изменилась. Здесь дети часто двигались, много времени проводили стоя. Вырос процент физической активности в течение учебного дня. Часть детей выполняла задание лежа. И лишь пять процентов учащихся продолжали сидеть статично. Физическое состояние детей положительно повлияло на концентрацию внимания, поскольку ученики не боролись со своей физической активностью, а тратили силы и энергию на освоение учебного материала и выполнение заданий. В конце эксперимента по окончании четырех классов начальной школы было выявлено, что во второй группе у пятидесяти процентов учеников возникли нарушения осанки, в то время как у учеников тестовой группы таких нарушений не наблюдалось вообще. Есть над чем задуматься и специалистам по образованию, и родителям, которые хотят видеть своих детей здоровыми и успешными в жизни». В Петербурге же уже год работает первый в России центр эргономики – Центр Эргономики Доктора Симкина. Здесь разработан комплекс мер, цель которых – формирование красивой, здоровой осанки у детей. Состоит этот комплекс из проведения бесплатных семинаров для руководителей образовательных учреждений, также организуются семинары и тренинги для родителей, учителей, школьных медиков. Причем как на территории центра, так и выездные. Оказывается помощь в обеспечении образовательных учреждений мебелью, как лучшими западными образцами, так и оптимальных из бюджетных моделей мебели: кресел и столов российского производства. Другие важные элементы программы улучшения осанки, применяемые непосредственно в Центре Эргономики – остеопатия и гимнастика. «Мы, конечно, очень заинтересованы, чтобы в школах была мебель, отвечающая, тем требованиям, которые прописаны в современных санитарных правилах и нормах. Очень важно, чтобы эта мебель могла регулироваться по высоте, особенно для начальных школ», - заявила Елена Артамонова, главный специалист отдела образовательных учреждений комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга. По ее словам в Петербурге действует план по формированию пропаганды здорового образа жизни, в рамках которого огромное количество мероприятий направлены на укрепление и сохранение здоровья школьников. В том числе и работа с педагогами, проведение различных курсов повышения квалификации, посвященных здоровью учеников. Но пока в Петербурге лишь в нескольких общеобразовательных учреждениях постепенно внедряется подобная методика. Но эти школы – частные. Татьяна КОРАБЛЕВА. |